Как команда уличных футболистов из Чадыр-Лунги стала чемпионом Молдовы
Gagauznews, 18 июня, Ирина Пинегина. Сегодня исполняется 85 лет легендарному футболисту из Чадыр-Лунги Георгию Федоровичу Киорогло.
Прошлое Чадыр-Лунгского района неразрывно связано с футболом. Тогда, конечно, не было такого количества стадионов и футбольных площадок, не было формы и специализированной обуви. Но была любовь к футболу, благодаря которой этот вид спорта жил и развивался в районе.
Своими воспоминаниями о футбольной жизни Чадыр-Лунги в 40-50 годы поделился известный в городе ветеран футбола Георгий Федорович Киорогло.
«Помню, 44 год, мне тогда было 8 лет. Все уличные мальчишки, включая меня, учились футболу у фронтовиков — Виктора Лефанова, Эраста Пашковского, Виктора Михайлова. Жили мы тогда по улице Ворошилова. Большинство детей, живших на этой улице — мои родные и двоюродные братья и сестры. Дело в том, что семья моего отца и семьи его двух братьев были многодетными. Нас восемь детей и у других братьев — 12 и 10 детей. Всего выходило тридцать человек. Помню, когда немцы ушли и пришли русские, кто-то из них, прогуливаясь по нашим окрестностям, спросил: «А что, немцы сохранили колхозный детский сад?» дело в том, что мы все ходили в одинаковых красных кепках, которые нам всем отец привез из Румынии. Отец очень любил футбол и делал все, что мог для его поддержки», — рассказывает Георгий Федорович.
Влюбленные в футбол мальчишки, не имея ни обуви, ни формы, ни даже мяча, продолжали играть, используя всевозможные подручные средства.
«Наши родители с раннего утра уезжали на работу на поля, а в поселке оставались только дети и старики. Вот мы и развлекались, как могли. Чтобы играть в футбол, мы тащили из дома клубки ниток и использовали их вместо мячей. Позже мы стали ловить сусликов: заливали норы водой, они и выходили. Их шкуры сдавали в Заготконтору, за счет вырученных средств покупали мячи. А когда мячи рвались, относили их на ремонт. Был у нас ремонтник Костаки, по национальности цыган. Но денег, чтобы заплатить за работу у нас не было, поэтому мы брали из дома еду, кто что мог: кусочек брынзы, муку и т.д. и относили ему», — вспоминает Георгий Федорович.
Так, благодаря особому отношению гагаузских мальчиков к футболу, в городе сформировалось немало уличных команд: «Тришполе маалеси», «Железнодорожная маалеси», а команда, в которой играл Георгий со своими братьями и друзьями, называлась «Никулайчу маалеси».
Свой основной футбольный опыт Георгий Киорогло получил на улице, а вот когда перешел из школы №2 в школу №1, стал играть в школьной команде.
Дело было так.
«Приехала к нам в школу военная футбольная команда из Кагула. Перед турниром игроки тренировались на футбольном поле. Я и еще несколько мальчишек тоже решили себя попробовать. Меня заметили, когда я забил мяч в ворота. На следующий день физрук школы позвал меня и сообщил, что я буду играть в составе школьной команды. Так я стал игроком школьной команды, хотя и был немного младше остальных. Помню, как мы поехали в Кагул на олимпиаду, мне тогда было уже 14 лет. Я играл в качестве нападающего и забил гол, но мне его не засчитали. И знаете почему? Потому что перед этим я снял бутсы и забил гол босой ногой, так делать было нельзя. А я не мог в них играть, так как обувь была 42 размера, а у меня нога 36 размера. Представляете, каково мне было бегать в этой обуви. Тогда с экипировкой были серьезные проблемы. Одна команда вообще вышла на игру в женских трусах. Вот в таких условиях мы тогда играли», — рассказывает ветеран футбола.
Через какое-то время олимпиада прошла уже в самой Чадыр-Лунге. На тот момент футбол стремительно развивался, команды формировались на заводах, фабриках, в колхозах. И тогда по приказу первого секретаря Чадыр-Лунгского райкома Компартии Молдавии Кирила Волнянского председателем колхоза им.Кирова Ивана Топчу создана колхозная команда «Кировец». Команда была собрана так сказать «на скорую руку», специально для участия в олимпиаде.
«Это был март 53 года, когда умер Сталин. Тогда из-за траура нам в школе запретили тренироваться. Через какое-то время тренировки возобновились. В это время председатель колхоза собирал команду. Он пригласил уличную команду футболистов, капитаном которой я был. И когда ребятам сообщили, что они будут играть за колхоз, они сказали, что будут выступать, если я буду играть с ними как капитан команды. Иван Топчу договорился с нашим школьным физруком, и так я стал капитаном колхозной футбольной команды. Всех одели в форму, выдали в бутсы, в которых никто из ребят никогда еще не играл».
Так, на удивление всем, никому не известная ранее уличная команда футболистов, обыграв в финале команду Твардицы со счетов 3:1, стала победителем олимпиады и взяла Кубок Чадыр-Лунгского района.
После этой победы у команды началась совершенная другая жизнь.
«После того, как мы окончили школу, нас устроили на работу в колхоз. Но мы больше тренировались, чем работали. Это было решение Волнянского, который развивал спорт в районе и особо ратовал за футбол. Из нас сделали что-то вроде профессиональной команды. Мы играли и побеждали. Мы стали лучшими в районе».
Через несколько лет на базе спортивного общества «Колхозникул» была создана сборная районная команда. Тренировал ребят водитель Кирилла Волнянского, родом из Москвы. Футболисты тренировались утром и вечером, а днем работали на строящемся стадионе, помогали носить стройматериалы.
И вот настал звездный час ребят.
Им удалось взять первое место на Чемпионате Молдовы. После чего всем игрокам был присвоен 1-й спортивный разряд.
Команде купили спортивные костюмы, что было большой редкостью не только в районе, но и во всей республике. По словам ветерана футбола, Чадыр-Лунга в те годы была самым спортивным населенным пунктом в стране.
«Однако после нашей победы прошла волна недовольства других футбольных команд, которые стали говорить, что мы играем на профессиональном уровне, так как не работаем, а все время тренируемся. Это дошло до Москвы. Приезжали московские корреспонденты, чтобы узнать, кто мы такие и что здесь происходит. В результате, команду расформировали».
Через некоторое время молодого футболиста призвали в армию. Направили служить на Балтийский флот, в город Палдиски. Как отмечает Георгий Киорогло, учебный отряд состоял из 30 тысяч курсантов. Сам же он попал на корабль – эсминец с экипажем в 400 матросов.
«Капитаном корабля был татарин, наши языки схожи, но тогда никто не знал, кто такие гагаузы. Я был вестовым. Там тоже играли в футбол, но я никому не говорил, что являюсь футболистом первого разряда. Надо заметить, что в те времена первый разряд много значил. Но я не смог долго это скрывать и вскоре уже играл в команде. А дело было так. В одну из ночных учебных тревог мой сосед перепутал робы и надел мою. В кармане у меня был документ о первом футбольном разряде, он это увидел и сообщил капитану. На следующий день мне устроили проверку. В воротах стоял парень довольно крупного телосложения. Меня спросили: что ты можешь? Я сказал, что из 10-11 мячей смогу забить в ворота девять. Никто не поверил. Но я это сделал!», — вспоминает Георгий Федорович.
Так матрос стал играть в корабельной футбольной команде. Играли часто, на берегу были стадионы и все другие для этого условия.
«Как-то во время очередного похода у нас загорелся один из отсеков. Мы встали на ремонт. Подводники нас пригласили сыграть с ними. Мы согласились, но проиграли им, так как практически не тренировались, больше гуляли. Когда капитан вернулся из отпуска и узнал об этом проигрыше, уже на базе в Таллинне он нам устроил серьезную тренировку: несколько месяцев мы в шинелях, ушанках и с заполненными песком вещмешками за спиной ежедневно бегали по берегу».
Вскоре объявили о Первенстве по футболу Таллиннского гарнизона. Приняла в нем участие и футбольная команда эсминца, на котором служил Георгий Киорогло. После таких жестких физических нагрузок команде удалось завоевать первое место и Кубок первенства. После этого все члены команды стали кандидатами в мастера спорта.
Вскоре матрос вернулся домой, вернулся раньше положенного срока, по семейным обстоятельствам, отслужив таким образом не пять положенных лет, а три с половиной года.
После возвращения домой Георгий направил свои силы на учебу и получение специальности зоотехника, потому на футбол оставалось все меньше времени. Однако любовь к этой игре сохранил до сегодняшнего дня. Несмотря на свой 85-летний возраст, постоянно участвует во всех футбольных мероприятиях и тесно сотрудничает с Ассоциацией футбола Чадыр-Лунгского района.