96-летняя Елена Татар из Комрата пережила две эмиграции — в Румынию и в Грузию
Gagauznews, 21 апреля, Екатерина Грек. Одна из самых пожилых жительниц Комрата 96-летняя Елена Петровна Татар рассказала нашему журналисту о своем детстве, о миграции в Грузию, а также о сложной женской доле.
На краю города располагается маленький, ничем не приметный домик. Здесь проживает Елена Петровна Татар — женщина, которая пережила голод, нищету и страх. Елена Петровна родилась 25 января 1925 года в простой крестьянской семье.
Бабушка плохо видит, с трудом ходит, но несмотря на это, она согласилась дать интервью нашей редакции.
— Скажите, кто вам помогает по дому?
— Елена Петровна, расскажите нам о своем детстве. В каких условиях вы росли, как вас воспитывали, ходили ли вы в детский сад и в школу?
— Доченька, детство у меня было очень тяжелое. В семье я была не единственным ребенком, помимо меня еще было 2 брата и 3 сестры. Вся ответственность была на моем старшем брате Илье. Родители вынуждены были работать в поле, целыми днями их не было дома, а мы должны были делать всю работу по дому, еще и приглядывать за младшими сестрами и братьями.
Дел было много, не всегда все успевали, а родители воспитывали нас в строгости. Отец — глава семьи, никто не мог сказать ему слово поперек.
Одежды совсем не было, мама все шила сама. Каждое воскресенье мы должны были ходить в церковь, а обуви не хватало. Приходилось обувать по очереди.
Молодежь сейчас живет очень хорошо. Одежды достаточно, еды хватает, ни в чем себе не отказывают. Мы кушали за круглым столом, скамеек не было и приходилось сидеть на полу. Была одна единственная тарелка, ее мама ставила посередине. До еды всегда молились и благодарили Бога.
По праздникам мы могли себе позволить мамалыгу и хлеб с вином.
Раз в неделю мы с мамой шли на базар. Денег много там мы не тратили, могли купить один помидор и дома его разделить на всех членов семьи.
В школу я не ходила, потому что родители нуждались в нашей поддержке. Когда мне исполнилось 12 лет, я впервые пошла с отцом в поле.
Эмиграция в Румынию
— С какой целью и как вы уехали в Румынию? Чем там занимались?
— В 17 лет я вышла замуж. Судьбы у нас были похожие, он тоже был сиротой. Моего мужа звали Петром, родился он в 1921 году.
Петр был другом моего брата. Именно мой брат нас и свел. В 1943 году он приехал в Комрат, до этого он находился в Румынии. Здесь, в Комрате мы и познакомились, влюбились в друг друга. И в этом же году году уехали в Румынию.
Проработали вместе 3 месяца у бояра. Я занималась готовкой, а Петр домашними делами. Спустя 3 месяца моего мужа взяли в армию. Я осталась работать и ждать мужа. Долгих 4 года его не было. Я никуда не выходила, хранила верность.
Елена Петровна со слезами на глазах вспоминает тот день, когда из армии вернулся муж.
Я не верила своим глазам! Была очень счастлива, что наконец-то мы будем вдвоем. В Румынии мы сделали общее фото. На фотографии муж, я, и моя сестра, которая в то время тоже жила в Румынии.
Возвращение в Комрат
По его приезду перед нами стал вопрос: что же делать дальше? Мы решили ехать домой, в Комрат. Но не знали на чем добираться. В итоге, нашли лошадь с телегой. С нами были еще люди из Дезгинжи, Казаклии и Комрата.
По возвращению домой в Комрат, нам пришлось уйти из родительского дома, потому что там было тесно. Мы сделали из подвала маленькую комнатку и устроились там.
В 1946 году муж работал в пекарне, денег нам не хватало, был голод. По вечерам муж с работы приносил маленький хлебушек, конечно, его не хватало. Перед людьми стал вопрос: Как выжить дальше?
Мы понимали, что мы не выживем в таких условиях. Мы слышали, что многие уезжают в Грузию в поисках лучшей жизни.
Эмиграция в Грузию
Благодаря тому, что люди узнали о возможности поехать в Грузию на работу в портовом городе Поти, многие из них выжили и не погибли от голода в 1946-1948 г.г.. Именно по этим причинам, Елене и Петру пришлось снова покинуть родину.
— Елена Петровна, расскажите чем вы занимались в Грузии? Кто вас туда позвал? Что вам обещали? Почему вернулись на родину?
Нам никто ничего не обещал, мы рискнули и уехали. Основным условием набора в Грузию было семейное положение, то есть человек не должен был быть женат или замужем.
Гагаузы тысячами уезжали в Грузию. Там их расселяли в бараках по 50, по 100 человек в одном. Люди занимались тяжким трудом: мужчины и женщины таскали грузы в порту.
Гагаузы работали добросовестно, были официально оформлены и так нравились начальству порта Поти, что они их не отпускали, когда те захотели уезжать домой.
Возвращение в Комрат
Многие гагаузы прожили в Поти по 10-15 лет, построили себе дома. Была создана целая улица, где жили гагаузы, с названием Пионерская.
Но впоследствии тяга к родине все же победила. Узнав, что жизнь дома наладилась, многие вернулись в Молдавию, другие покинули Грузию с началом военных действий.
Если уезжали гагаузы неженатыми, то возвращались уже семьи с 3-4 детьми.
Елена Петровна Татар вспоминает, что несмотря на сложную работу, в Грузии хорошо платили, да и еда там была.
— В 1947 году у нас родился первый ребенок — Константин. В Грузии мы прожили 4 года, а затем решили вернутся на родину. Нет ничего лучше родной земли.
— Что вы бы хотели сказать и пожелать подрастающему поколению?
«Я воспитала благодарных, воспитанных, трудолюбивых детей. Они помогают мне во всем, навещают и никогда обо мне не забывают. Дочка Надя живет со мной уже очень давно, помогает по хозяйству, разделяет со мной горе и радости. Я рада, что прожила такую жизнь. Было всякое: трудности, радости, голод, нищета, падения и взлеты, но мы выросли достойными людьми. Спасибо Богу, что сохранил нам жизнь и дал возможность увидеть как растут наши дети», — сказала Елена Петровна.
Напомним, что Елена Татар является долгожительницей Комрата, ей 96 лет. Она живет вместе со своей дочерью Надеждой.