Сталкиваются ли гагаузы с дискриминацией из-за незнания молдавского языка: опрос Gagauznews
В последнее время русскоговорящие граждане Молдовы сталкиваются с дискриминацией как со стороны властей, так и некоторых жителей страны.
Все чаще в сети появляются рассказы о случаях, когда им отказывают в услуге. Причем зачастую это происходит в государственных учреждениях.
Корреспондент новостного портала Gagauznews пообщался с жителями Гагаузии и узнал, попадали ли они в такие неприятные ситуации и готовы ли они к изучению государственного языка?
Игнат, 31 год, Комрат:
«Такое чаще всего встречается в Кишиневе. Бывало, что отказывались говорить на русском в магазине, больнице, в такси. Очень недоброжелательно вообще смотрят в сторону русскоговорящих. От этого становится неприятно. Чувствуешь себя чужим в своей стране. Я понимаю молдавский язык процентов на 40-50. Думаю, что этого достаточно».
Борис, 49 лет, Комрат:
«Нас постепенно вытесняют из государственных учреждений, аппарата правительства, судебной системы, полиции, прокуратуры, а также из научных, творческих и неправительственных организаций. Многие не могут работать без знания государственного языка, потому что вся документация ведётся на румынском языке. Люди теряют работу, будучи хорошими специалистами. Правительство обязует всех знать государственный язык. И применяю очень жесткие условия».
Лилия, 23 года, Комрат:
«Молдова многонациональная страна, но почему-то наши власти об этом забывают. Думаю даже, что большинство говорит на русском языке. Пора русский язык признать вторым государственным языком. Я категорически против изучения румынского языка. Всегда был молдавский язык. Мы живем на территории Молдовы, а не Румынии».
Дмитрий, 56 лет, Чадыр-Лунга:
«Я не раз попадал в неприятные ситуации. В Кишиневе врач мне отказал в консультации только потому, что я не владею государственным языком. Получилось, что я зря поехал. Неприятный осадок на душе остался, хотя прошло больше 5-ти лет. В этом возрасте я уже не буду изучать государственный язык».
Михаил, 33 года, Чадыр-Лунга:
«Я лично не попадал в Кишиневе на националистов, но у нас в Комрате как-то некий парень в магазине начал кричать, что все мы должны знать румынский. Завязался серьезный конфликт. И его вывела охрана. Я был в шоке. Я не против изучения молдавского языка, но я не слышал о проведении каких-то бесплатных курсов. Думаю,что многие бы записались».
Надежда, 48 лет, Комрат:
«Было такое, что я 20 минут в Кишиневе искала нужный мне троллейбус. А все потому, что со мной отказывались говорить на русском языке. Я понимаю, что многие его не понимают. Но некоторые люди знали, но принципиально отказывали. Я уже точно не буду изучать молдавский язык. Но детей отдала в молдавский лицей, потому что понимаю, что без знания государственного языка двери перед ними закрыты. Увы, но это так».
Ирина, 19 лет, Баурчи:
«Как можно требовать от нас знания государственного языка, если мы обитаем в русскоязычной среде? Дома никто не говорит на молдавском языке. В школе изучаем только предмет, а так все на русском. Нужно научится уважать всех своих граждан. И никого не ущемлять. У всех одинаковые права».