Михаил Кендигелян: Как сделать Гагаузию автономией европейского типа?
Что необходимо сделать для того, чтобы сделать Гагаузию автономией европейского типа? На этот вопрос в рамках пресс-конференции в Комрате ответил председатель Верховного совета Гагаузской республики, ветеран становления автономии Михаил Кендигелян.
По его словам, начиная с 1995 года, Республика Молдова «так и не привела национальное законодательство в соответствие с законом об особом правовом статусе Гагаузии». Более того, до сегодняшнего дня «штампуются новые законы, которые абсолютно не учитывают особый статус Гагаузии».
«Путем поправок в законодательство парламент отнес автономию к разряду административно-территориальных единиц (АТЕ), то есть к районам. Но Гагаузия – автономная территориальная единица, в составе которой есть три АТЕ – Комратский, Чадыр-Лунгский и Вулканештский районы. И нигде нет об этом упоминаний. Депутатов НСГ сравняли с сельскими, районными и муниципальными советниками. Когда принимался избирательный кодекс Молдовы – Гагаузию в нем тоже не учли. И мы не можем полностью подчиниться этому кодексу, потому что закон об особом правовом статусе Гагаузии выше, чем кодекс о выборах Молдовы. То есть власти Молдовы изменяют законодательство без учета нашего статуса, и нас же обвиняют в том, что мы противоречим законодательству республики», — отметил Кендигелян.
Он подчеркнул, что «фактически, вся законодательная база Молдовы де-факто не должна исполняться на территории Гагаузии», потому что «законодательство страны должно было быть приведено в соответствие с законом об особом статусе Гагаузии в месячный срок», чего сделано не было до сих пор.
Михаил Кендигелян коснулся деятельности совместной рабочей группы парламента и Народного собрания, действующей для гармонизации законодательства страны и автономии. В частности, Кендигелян рассказал, что нужно делать для того, чтобы Гагаузия стала автономией европейского типа, сообщает новостной портал Gagauzinfo.MD.
«В Конституцию РМ нужно внести изменения, закрепив за Гагаузией третий уровень государственной власти. Законодательство автономии должно входить в иерархию законодательства Молдовы, а все ветви власти страны должны неукоснительно его охранять. Гагаузия должна обладать собственным представительством в парламенте, собственными региональными партиями и участвовать во внутренней и внешней политике РМ в части реализации интересов автономии. Тогда Гагаузия станет поистине автономией такого типа, что видели наши и молдавские депутаты в Южном Тироле (Италия), Уэльсе (Великобритания) и Аландских островах (Финляндия), а коренные народы страны будут мирно сосуществовать и взаимно друг друга обогащать», — заключил Кендигелян.