Что творилось в Гагаузии в начале 90-х — неудобная правда от Николая Терзи
Gagauznews, 20 декабря, Николай Терзи. На следующей неделе мы отмечаем 26-летие со дня принятия парламентом Молдовы Закона об особом правовом статусе Гагаузии.
Какие события в Гагаузии предшествовали образованию автономии? Кому мы должны быть благодарны за то, что имеем сегодня?
Своими воспоминаниями о событиях в Гагаузской автономии в начале 90-х, с нами делится доктор права, председатель Гагаузской общины РМ Николай Терзи.
Читайте первую часть воспоминаний Николая Терзи
1992 год
В таких условиях постоянные комиссии парламента приступили к рассмотрению двух проектов культурно-национальной автономии гагаузов.
Один из них был представлен Таушанжи К.П. и Добровым Л.Ф. под названием «Гагауз Ери». Второй был подготовлен заместителем Генерального директора Государственного Департамента по национальным проблемам Бозбей С.П. под названием «Гагауз Или».
На этой основе постоянные комиссии парламента сформулировали проект закона о статусе «Гагауз Ери».
В этом проекте, несмотря на название, содержание составляло в основном положения из проекта «Гагауз Или», которое также в процессе более двухлетнего рассмотрения подверглось кардинальной ревизии.
В Кишиневе никак не хотели осознать, что чаяния гагаузского народа не ущемляют интересы титульной нации, что гагаузы добиваются справедливого отношения к себе. К Гагаузии, униженной и оскорбленной «походом Друка», были устремлены взоры ее честных сыновей и дочерей, которые считали себя обязанными защитить честь своего народа.
Безусловно, народ с чувством собственного достоинства, верой в свои силы – это уже другой народ, другой край.
Периодические рассмотрения проекта Гагауз Ери в парламенте, как правило, приводили к очередной конфронтации между сторонами и заявлениями, которые угрожали окончательно похоронить мирное решение вопроса.
Произошедшие изменения в высшем руководстве Молдовы, где в парламенте усилились позиции аграрников (спикером был избран Лучинский П.К., а премьер-министром назначен Сангели А.Н.), давали надежду на позитивные изменения в общественно-политической жизни страны в целом и отношения к гагаузскому вопросу в частности.
Накануне 1993 года президент Снегур М.И. и премьер-министр Сангели А.Н. встретились с руководителями районов с компактным проживанием гагаузского населения.
На встрече обсуждался проект закона об особом правовом статусе «Гагауз Ери». Было принято решение представить его на рассмотрение пленарного заседания парламента Молдовы.
1993 год
Весной 1993 года парламентскую комиссию по выработке Закона возглавил Которобай М., затем Унгуряну И., с гагаузской стороны руководителем был Бузаджи П.И.
Однако, несмотря на предпринятые усилия, этот законопроект не удалось принять в течении 1993 года.
Не позволила этого сделать активная анти гагаузская позиция национал-патриотов, влияние которых были сильны в Парламенте. Они открыто утверждали, что принятие этого документа сделает невозможным воссоединение Молдовы с Румынией.
В свою очередь руководство Тирасполя, которое внимательно следило за переговорами Кишинева и Комрата, считало, что проект «Гагауз Ери» является непозволительной уступкой с гагаузской стороны. Они утверждали, что у гагаузской нации есть неоспоримое право на самоопределение, поскольку нигде в мире нет другого гагаузского государства, тем более, намерение гагаузов не нарушает территориальной целостности Молдовы.
Серьезно осложнилась криминогенная обстановка в регионе.
Сложились несколько сильных организованных преступных группировок, которые серьезно влияли на общественно-политическую обстановку в Гагаузии.
Напомню, что в 1992 году преступный элемент сжег здание райотдела полиции в г. Вулканешты, а в марте 1993 года реальная опасность повторения подобной акции сложилась в г. Комрат, когда задержанный полицией за противоправные действия скончался в СИЗО райотдела один из членов преступной группировки (Преступная группировка именовалась «Демир»).
Была получена информация, что на похороны приехали представители преступного сообщества из других регионов Молдовы и Одесской области.
На площади перед райотделом полиции собралась многочисленная толпа, которая под воздействием преступных элементов грозилась разгромить здание полиции района. Для недопущения нежелательных эксцессов из Кишинева прибыл отряд полиции специального назначения и остановился на краю Комрата, так как, чтобы попасть в центр Комрата надо было вступить в конфронтацию с гагаузскими гвардейцами, что также было нежелательно.
На оперативном совещании с присутствием руководства МВД И МНБ РМ было принято решение, что я являюсь наиболее подходящим лицом для переговоров с представителями преступного сообщества. Причины принятия такого решения были разные.
Итак, я один отправился на переговоры.
Переговоры длились более двух часов, но оказались, к счастью, результативными. Мне удалось убедить руководителей преступного сообщества и родственников погибшего отказаться от идеи «наказания» полиции за смерть своего товарища и родственника.
ОПОН уехал в Кишинев, люди на площади постепенно разошлись, обстановка вошла в привычное русло.
1994 год
Как известно, в феврале 1994 года состоялись выборы в парламент Молдовы. Приняла участие в выборах после долгих переговоров и Гагаузия.
После этих выборов процесс рассмотрения гагаузского вопроса пошел не только интенсивно, но и стал более конкретным, переговорам был придан более цивилизованный характер.
Стороны детально обсуждали все аспекты проекта закона о предоставлении районам компактного проживания гагаузского населения особого правового статуса. Были учтены экспертизы Совета Европы, ОБСЕ, предложения и замечания других международных организаций. Особое внимание уделялось спорным вопросам, выдвигались компромиссные варианты, приемлемые для обеих сторон.
Отметим еще одно важное обстоятельство.
На отношения Кишинева и Комрата положительное влияние начала оказывать деятельность Президента Турции Сулеймана Демиреля, возглавившего государство в мае 1993 года.
Неоценимая помощь в организации поддержки со стороны международных структур Гагаузии принадлежит Эндеру Арату, Генеральному консулу Турции в Кишиневе, а затем и Чрезвычайному и Полномочному послу в Республике Молдова.
В начале июня 1994 года состоялось важное событие международного характера в жизни страны – состоялся официальный визит в Республику Молдова Президента Турции Сулеймана Демиреля.
На состоявшейся встрече с журналистами Сулейман Демирель сказал: «Мы поддерживаем переговорный процесс, направленный на то, чтобы наши братья жили на своей родине как граждане, уважающие территориальную целостность Молдовы, имели юридический статус, позволяющий гагаузам развиваться. Мы рассматриваем переговоры между гагаузским населением и центральной администрацией как внутреннее дело Молдовы и надеемся, что все связанные с этим проблемы будут разрешены путем конструктивного диалога. Мы желаем гагаузскому народу стать прочным мостом дружбы между Турцией и Молдовой, чтобы живя в мире и согласии на своей территории, они поддерживали процессы развития в Молдове».
Из неполных трех дней пребывания турецкой делегации в Молдове, один день Сулейман Демирель посвятил Гагаузии.
Помню, какую ответственность я ощутил, когда министр национальной безопасности генерал Калмой В.П. сообщил мне, что принято решение назначить меня ответственным за координацию действий различных служб по обеспечению безопасности турецкой делегации во время нахождения в Гагаузии.
Плотно контактировали мы и с прибывшей группой турецких коллег.
В то время Служба государственной охраны и охраны Молдовы была еще в стадии формирования. Когда я сегодня вижу охранные мероприятия, то искренне радуюсь их профессионализму и четким действиям, а тогда все только начиналось.
На головной автомашине я сопроводил делегацию по маршруту в Гагаузии и с некоторым облегчением вздохнул, когда колонна выехала в сторону Кишинева.
На выезде из Комратского района, возле известного колодца, в нарушение предписанного протокола МИД РМ, по сложившейся традиции, я остановил часть колонны с VIP персонами и состоялись последние рукопожатия и пожелания Сулеймана Демиреля принимающей стороне.
Не скрою, считаю за честь, что тогда выпил рюмку коньяка с таким великим человеком, каким был Сулейман Демирель.
Проект Закона о гагаузской автономии в первом чтении был вынесен на обсуждение депутатов 28 июля 1994 года.
Перед этим, 18-22 июня, в Кишиневе и Комрате находилась группа экспертов из Совета Европы. 21 июня Правительство обсудило проект Закона и дало положительное заключение, а 27 июня в письменном виде документ одобрили и эксперты Совета Европы.
Бурное обсуждение этого исторического документа закончилось результативно: 28 июля 1994 года 76 голосами «за» и 20 «против» Закон о Гагаузии в первом чтении был принят.
Николай Терзи, доктор права, в 1989-1995 годах руководитель подразделения КГБ-МНБ-СИБ РМ в Комрате.