Энциклопедия топонимов GagauzNews: Чок-Майдан
Gagauznews, 20 декабря, Ната Чеботарь. Сегодня мы завершаем постоянную рубрику Gagauznews «Энциклопедия топонимов Гагаузии».
В прошлый раз мы неплохо провели время в селе Чишмикиой, а сегодня, наша последняя, 27-я остановка — в селе Чок-Майдан.
Село Чок-Майдан входит в состав Комратского района, являясь единственным селом в составе одноименной коммуны.
По одним данным, село Чок-Майдан было образовано в 1806 году.
Однако, как пишет С.Булгар в книге-фотоальбоме о Гагаузии, Чок-Майдан был основан в 1811 году гагаузами, переселившимися из села Кисево Варницкой области Болгарии.
Как пишет тот же источник, до наших дней сохранилось, хотя почти не употребляется, другое название села – Кагарлык, якобы происходящее по названию некой речки.
По другим источникам, и это название имеет другой вариант – Карлык, что с гагаузского переводится как «много снега».
Это может объясняться тем, что Чок-Майдан находится на высоте 450 метров над уровнем моря, что, возможно, влияет на то, что здесь обычно бывает много снега, который выпадает раньше, чем в других населенных пунктах региона, и тает позже всего.
Само значение названия села Чок-Майдан можно перевести как «большое пространство» или «много простора», считается, что оно восходит к татарам, которые раньше проживали на этих территориях.
В этой зоне всегда была глинистая почва, неблагоприятная для земледелия, но подходящая для животноводства. Есть данные, что некоторые сельчане в разное время имели в личных хозяйствах до 1300 овец.
В 1816 году в Чок-Майдане насчитывалось 20 семей общей численностью в 120 человек, из которых было 69 мужчин и 51 женщина.
В 1825 году здесь было 53 дома (некоторые были из глины, другие – плетеные, чамурные, были и землянки); две ветряные мельницы, 8 колодцев, 6838 десятин земли, 186 лошадей, 464 головы крупного рогатого скота.
В 1845-1861 годах была построена церковь «Святого вознесения Господня», ее строительство длилось 16 лет и велось на пожертвования прихожан. Резной деревянный иконостас был доставлен из Кишинева в 1861 году, а в 1874 году вокруг церкви была построена каменная ограда.
В 1859-1918 в селе работала начальная школа, образовательный процесс велся на русском языке. В 1954 году была открыта русская средняя школа на 460 учащихся. В 1967 году в селе построен Дом культуры, в 1974-м – винзавод.
В настоящее время в Чок-Майдане дружно сосуществуют представители разных национальностей: гагаузы, молдаване, болгары, цыгане, украинцы и другие.
На территории села имеется лес, в котором водятся кабаны, косули, волки, лисы, зайцы, куропатки, фазаны и другие виды животных и птиц. На некоторые виды в определенный сезон разрешена охота. Растительность в целом характерна для южного региона Республики Молдова.
Также в пределах Чок-Майдана есть три древних полуразрушенных кургана, которые могут представлять археологический интерес.
В частности, на основании проведенных раскопок и обнаруженных в результате этого находок, археолог Сергей Агульников утверждает, что возле современного Летнего озера некогда располагалось древнее поселение.
Музеев или исторических памятников на территории Чок-Майдана нет, но, как пишет официальный сайт управления культуры и туризма Гагаузии, жительница села, Домна Акбаш, долгое время собирала различные старинные вещи.
В итоге ей удалось создать довольно богатую частную коллекцию, которая содержит около 1000 экспонатов предметов труда, быта, народного творчества, костюмов, фотографий, исторических свидетельств и др. Коллекция занимает одну из комнат ее дома.
Существует в селе интересная легенда, которая гласит, что по дороге из Чок-Майдана в Комрат есть определенный участок, который называется «Забирающий душу» — «Джянал».
С этим местом якобы связано много печальных историй и переживаний. По словам местных жителей, на этом участке дороги в старину часто хозяйничали разбойники, нападавшие на путников, а также происходили разные необъяснимые ситуации: у людей случались видения, которые обычно связывают с нечистой силой.
По одной из версий, во времена турецких войн там произошла битва, в которой погибло очень много воинов с каждой из сторон. И жители села до сих пор считают, что в этом месте плохая энергетика, поэтому его надо по возможности избегать.
Предыдущая статья: Чишмикиой
Следующая статья: Малые села Гагаузии