Аналитика

В России нашли способ поднять упавшую из-за кризиса экономику

Коронавирус вогнал российскую экономику в кризис и вынудил власти перераспределять траты: деньги нужны на стабилизацию обстановки и поддержку занятости. Правительство раздумывает, где можно сэкономить, — в частности, пересматривается финансирование мегастроек.

Министры анализируют, какие проекты сейчас наиболее важны, а с какими можно повременить. Пока пандемия отложила лишь те проекты, реализация которых еще не началась, но уже начатые проекты намерены завершить. Ярчайший пример — скоростная трасса Москва — Казань.

Вирусная экономия

Пандемия COVID-19 и обрушение цен на нефть нанесли серьезный удар по российской экономике. Только из-за обвала нефти российский бюджет рискует недосчитаться трех триллионов рублей. По данным Еврокомиссии, потенциальные потери от COVID-19 в России оцениваются в 5 процентов ВВП. Сложившаяся ситуация уже привела к росту бюджетных расходов на 1,07 триллиона рублей; общие расходы на поддержку экономики оцениваются в 2,1 триллиона рублей.   Среди источников средств — Фонд национального благосостояния (ФНБ). К началу апреля там накопилось более 11 триллионов рублей, но к концу года останется около семи триллионов. Фонд формируется за счет дополнительных доходов бюджета от нефтегазового комплекса. Согласно бюджетному правилу, если цена на нефть превышает 42,4 доллара за баррель, доходы идут в фонд. Если стоимость барреля оказывается ниже установленного порога, средства из ФНБ тратятся на то, чтобы покрыть возникший дефицит. Если баррель нефти будет стоить 15 долларов, денег из копилки хватит всего на два года; при 30 долларах за бочку — на шесть лет. В Минфине уверены, что сейчас цена отсечения в бюджетном правиле слишком высока, ее необходимо пересмотреть, но насколько ее снизят — пока не известно.  Несмотря на принятое странами ОПЕК+ соглашение о снижении добычи, нефть пока спасти не удалось. В Chevron уверены, что мировой спрос скоро достигнет дна. Топливо обесценивается, хранилища переполняются, спекулянтам приходится избавляться от фьючерсов. Такая тактика привела к тому, что стоимость техасской WTI ушла в минус.

Учитывая, что нефтяные цены в ближайшее время не восстановятся, а эпидемия коронавируса все еще продолжается, российским властям нужно срочно искать дополнительные средства на поддержку самоизолированной экономики. В правительстве размышляют, как сэкономить на инфраструктурных проектах. Глава Минфина Антон Силуанов говорит о том, что часть мегастроек, где работы еще не начались, могут перенести на более поздний срок.  В первую очередь это касается высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург, которая оценивается в 1,7 триллиона рублей. Глава Минфина утверждает, что в текущем году по этому проекту будут готовить только проектную документацию.  Другую мегастройку — автомобильную трассу Москва — Казань — наоборот, начнут строить, она включена в нацпроект «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (КПМИ). Трасса станет альтернативой действующей магистрали М7 «Волга», которая уступает многим дорогам федерального значения как по развитию инфраструктуры, так и по качеству покрытия.

От Москвы до Казани

Изначально планировалось построить высокоскоростную железнодорожную магистраль Москва — Казань. Но в существующих реалиях проект пришлось отложить из-за высокой стоимости. Власти Татарстана надеются, что к нему вернутся при более благоприятных экономических условиях.

В ближайшее время к строительству на железной дороге в этом направлении возвращаться не намерены, но там появится масштабная автодорожная стройка. Трасса является частью создаваемого транспортного коридора «Европа — Западный Китай». Полностью дорога должна быть построена в 2027 году, общий объем финансирования составит 730 миллиардов рублей.

Большие надежды

Строительство трассы из Москвы в Казань, как и крупных инфраструктурных проектов в целом, нужно максимально ускорить, считает вице-премьер Марат Хуснуллин. По его словам, они станут рывком для преодоления экономических последствий распространения COVID-19.  Аналогичной точки зрения придерживаются в Кремле. «Мы продолжим реализацию масштабных инфраструктурных проектов, таких как расширение пропускной способности БАМа и Транссиба, строительство автомобильных дорог на юге России, включая подходы к Крымскому мосту и Черноморскому побережью», — обещает президент России Владимир Путин. Он уверен, что «все это — прочный задел для экономики, для ее будущего роста».  Одновременно глава государства требует от правительства включиться в новую реальность и учитывать связанную с пандемией коронавируса обстановку при подготовке плана действий по восстановлению экономики страны. Сейчас готовится общенациональный план по выходу России из кризиса — уже принято два пакета «спасительных» мер на 2,1 триллиона рублей.  Коронавирус ударил по российской экономике и вынудил направить часть средств на борьбу с последствиями пандемии, сроки реализации масштабных строек могут перенести, но от крупных инфраструктурных проектов отказываться не будут. Мегастройки и развитие дорог будущем позволят реализовать главные цели национального проекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (КПМИ), на эти цели заложены триллионы рублей.

Основные проекты КПМИ, направленные на развитие транзита по России в рамках международной торговли: дороги по федеральному проекту «Европа — Западный Китай», развитие подходов к портам по проекту «Морские порты России», а также развитие БАМа и Транссиба в рамках проекта «Железнодорожный транспорт и транзит». Развитие дорожной сети позволит повысить связанность страны с ее обширными территориями.

 

You may also like

0 %