АналитикаГлавные новостиНовостиПолитика

Станут ли партии локомотивами развития Молдовы?

Нельзя допускать, чтобы Молдовой правили вожди, а не институты власти. А контроль над институтами нужно передать гражданам. В том числе и через новую избирательную систему прямых выборов депутатов.

Первое, что сразу хочется сказать, в том виде, какие они есть сегодня – не станут. Более того, в своем нынешнем состоянии, они тормоз для Молдовы. Речь идет обо всех партиях, без исключения.

Иногда можно услышать, зачем эти разговоры о партиях. Давайте поговорим о власти, о правительстве, парламенте, о реформах. А кто у нас власть, кто правительство, парламент, кто проводит реформы? Партии. Депутатами являются кандидаты, прошедшие в парламент по спискам партий. Члены правительства – партийные назначенцы. И так по всей вертикали власти. И какие у нас партии, такие и органы власти.

Признаем, власть в стране принадлежит партиям, которые, по сути, превратились в политические холдинги. А главный акционер в этом холдинге – лидер (вождь) партии.

Все партии у нас вождистские, с авторитарными методами управления. Практически все решения в партии замыкаются на одном человеке – председателе партии. За ним последнее слово при составлении списков кандидатов в депутаты парламента. И особенно то, на каком месте в списке будет размещен тот или иной кандидат.  Не секрет, что партийные вожди продают места в партийном списке. Об одной из таких историй  в свое время рассказывал бывший депутат Вячеслав Платон, которого сегодня подозревают в афере века по выводу через Молдову 20 миллиардов долларов из России и краже миллиарда из молдавских банков. Партийные  лидеры  распоряжаются партийной кассой. Как они это делают, мы узнали, когда активисты одной из партий стали выяснять, куда делись деньги, собранные на митинге сторонниками этой партии.  Насколько известно, концов в этом деле никто так и не нашел. Деньги испарились. Общественности известно, что партийные вожди редко прислушиваются к мнению простых партийцев. И не только простых, но и членов партийной фракции в парламенте. Да что мнения членов партии. Они игнорируют программные документы своих партий. Для примера напомним историю, произошедшую на днях с лидерами  ПСРМ и ЛДПМ.  Не смотря на то, что в их программах есть пункт об изменении закона о выборах и переходе  к мажоритарной системе (через одномандатные округа),  лидеры этих партий выступали против собственных программных требований. При этом сделали это без обсуждения этой проблемы в выборных органах партий, без совета с рядовыми партийцами, без изменения программных требований. А зачем? Они вожди, они сами решают.

Партийные лидеры, как правило,  в борьбе за власть не очень то и стараются выдвигать важные предложения и идеи по развитию Молдовы. Они «нацепили» на себя майки с надписью «Навеки с Россией», «Навеки с ЕС» или «Униря», вынуждая граждан Молдовы голосовать, исходя из их геополитических симпатий или антипатий.

А как выбирают лидеров партий? Практически все нынешние лидеры партий избраны на безальтернативной основе. Идея о прямых выборах  лидера путём  голосования всех членов партии и обязательно на альтернативной основе ни в одной партии не обсуждалась.

Может быть партии стали хорошей школой для  подготовки руководящих кадров для Молдовы, их там чему-то обучают, готовят к государственной деятельности? И этого нет. Обратите внимание, ни одна партия в период нахождения в оппозиции не объявляет своего «теневого кабинета», указав, кого она планирует на пост премьер-министра, министров. Упускается хорошая возможность за годы нахождения  в оппозиции подготовиться к приходу во власть, чтобы не начинать эту деятельность с нуля. А кроме этого, показать избирателям, каким людям партия собирается доверить управление Молдовой         . Что это за люди, какой у них профессиональный опыт, какая кредитная история. Такое впечатления, что им власть нужна не для работы на благо страны, а для каких-то других целей. Для каких?

Все перечисленное и многое другое дает основание сделать вывод, что в  нынешнем виде партии действительно являются тормозом. Они работают не на интересы Молдовы, а на узкую группу лиц  во главе с лидером партии. Поэтому люди часто не говорят название партии, а говорят: партия Плахотнюка, партия Додона, партия Санду, партия Усатого, партия Нэстасе, партия Лянки…

Сегодня в Молдове идет обсуждение выдвинутого лидером ДПМ Владом Плахотнюком предложения о переходе к новой избирательной системе. В этой системе предлагается выборы проводить по одномандатным округам, разделив Молдову на 101 округ.  И что поражает: активно обсуждается многими политиками и экспертами только одно: какая   персональная выгода Влада Плахотнюка и ДПМ от этой реформы. А суть реформы практически не обсуждается.

А на самом деле, это предложение является частью большой реформы по совершенствованию политической системы Молдовы. Эта реформа началась с прямых выборов президента. Вполне естественно, что она должна продолжиться прямыми выборами депутатов парламента. Да, эти выборы дадут шанс независимым кандидатам попасть в парламент. Но уверяю, что их будет не так много. В основном победят кандидаты, выдвинутые партиями. За ними организационные структуры партий, финансы партий, медийные ресурсы партий. Но партийные  депутаты, избранные в одномандатных округах,  будут качественно отличаться от тех депутатов, которые проходили в парламент по партийным спискам. Во-первых, партийные вожди не смогут навязать одномандатному округу «своего человека». Точнее сказать, выдвинуть они его могут. Но гарантировать его прохождение уже не в их силах. Поэтому, нужно будет выдвигать тех, кто может победить, кто популярен в этом округе. И не факт, что это будет человек партийного вождя. Во-вторых, пройдя горнило предвыборной борьбы, эти политики закалят свой характер, свою волю.  Они осознают, что своей победой они обязаны не только партии, но и избирателям. И это будут их избиратели. Перед ними они будут нести ответственность, перед ними они будут отчитываться. И, при этом они будут знать, если они обманут избирателей, подведут, те могут их отозвать. В результате в партиях появятся сильные, самостоятельные, независимые  личности.   Это приведет к оживлению внутрипартийной жизни, к здоровой конкуренции. Если будет введена обязательная процедура праймериза, то активизируется политическая жизнь в регионах, в целом в стране. Расширится социальная база партий, в партии потянется молодежь. Появятся новые люди в политике. А с ними придут новые идеи, новые подходы к решению наболевших в стране проблем. Появится шанс, что исчезнут партии вчерашнего дня и появятся партии, ориентированные на будущее. В результате, выиграют партии, выиграет Молдова.

Чего нужно добиваться

Продолжения  политической реформы. В процессе политического реформирования необходимо решить следующие задачи:

Внести  изменения в Закон о партиях:

  • Проведение  выборов партийных лидеров только на альтернативной основе и всеобщим голосованием всех членов партии;
  • обязательное проведение праймеризов при выдвижении партийного кандидата на выборах;
  • обязательное оглашение состава «теневого кабинета» (это  в том случае, если партия в оппозиции)

Внести изменения в Закон о выборах:

  • проведение прямых выборов депутатов по одномандатным округам;
  • предоставление избирателям права отзыва депутатов;
  • в случае принятия смешанной системы — пропорциональной и мажоритарной,  регистрация партий при условии наличия предвыборной программы, списка теневого кабинета правительства, который может стать официальным в случае победы на выборах;
  • обязательное знание для кандидатов  в депутаты государственного языка.

Да, в этих предложениях есть некоторые спорные моменты. Но у всех нас должно быть понимание, что  без политической реформы, которая затронет партии, выборную систему, нам не провести модернизацию Молдовы. Не проведем модернизацию, не будет развития.

Два тезиса.

Первый. Много пишут и говорят, что Плахотнюк и ДПМ вносят предложения по переходу к одномандатным округам потому, что боятся проиграть выборы при нынешней системе. Бояться, потому  что опросы показывают — у Влада Плахотнюка и ДПМ низкий рейтинг. Дескать,  шанс пройти в парламент у них есть, но  этого недостаточно, чтобы вновь взять власть. Согласен. Сегодня ситуация такова. А что будет завтра, что будет осенью 2018 года, когда пройдут выборы? Никто пока сказать не  может. Для примера напомню, что   еще не так давно у Игоря Додона и Партии социалистов рейтинг был в районе 1-2%. А сегодня? При этом ничего они не сделали, кроме того, что  Игорь Додон сфотографировался с Владимиром Путиным.  А у Плахотнюка и ДПМ  есть планы повысить зарплаты и пенсии, создать новые рабочие места, нанести удар по коррупции, привлечь в экономику инвестиции, повысить эффективность работы госуправления и т.д. И работа в этом направлении уже идет. И если у них все получится, то ситуация к осени 2018 года может кардинально поменяться.

Второй. Сегодня ДПМ инициирует принятие закона о выборах. Их оппонентам кажется, что они это делают только ради своей выгоды. Возможно, что ДПМ также думает. А завтра придут в парламент депутаты, в том числе при поддержке этой партии, которые скажут: спасибо, что приняли этот закон, спасибо, что нас поддержали,  но вы должны знать, что выбирая кого поддерживать, лидера партии или народ, мы колебаться не будем, мы поддержим народ.

Так может быть Плахотнюк, зная это, специально затеял реформу избирательной системы? А на повестке еще несколько важных реформ: госуправления, административная реформа, местного самоуправления и др. Все они направлены на решение одной задачи – сломать нынешнюю систему, когда Молдовой управляют люди (вожди), создать вместо неё систему, при которой Молдовой станут управлять законы, институты.

Скажите, что этим самым он бьет по себе. Зачем ему было становиться координатором, брать в свои руки все рычаги управления, чтобы потом все это ломать?

Для меня ответ ясен. Система авторитарного управления может быть хороша очень короткий период. Жёсткое администрирование, безусловно, дает результаты. Это мы сегодня видим на примере сбора налогов,  повышении эффективности работы таможни и т.д. Но у этой системы  есть предел. Уверен, что через год-два потенциал этой системы будет исчерпан. И Влад Плахотнюк, находясь во главе её, как никто другой чувствует это. Да, можно работать, как он это делает по 20 часов в сутки. Можно жестко требовать от исполнителей. Но нынешняя государственная машина уже на износе. Она не для нового времени, не для современных вызовов и угроз. Поэтому, по моему мнению, Координатор решил выпустить джина из бутылки. Готовятся реформы, направленные на то, чтобы Молдовой управляли не вожди, не координаторы, а сам народ, через своих избранников. Особенно это важно сейчас, пока существует угроза возврата Молдовы в прошлое, куда нас могут завести некоторые вожди, ориентирующиеся на Россию.  Логика проста. Нужно сломать нынешнюю систему. Нельзя допускать, чтобы Молдовой правили вожди, а не институты власти. А контроль над институтами нужно передать гражданам. В том числе и через новую избирательную систему прямых выборов депутатов. И тогда у Молдовы появится хороший шанс на будущее. И локомотивами движения в это будущее станут партии, главную роль в которых будут играть партийцы, прошедшие лично горнила предвыборной борьбы, знающие, что такое победа и поражение. Это будут новые люди, это будут новые партии.

 

Источник: Андриевский Виталий

См. также

См. по теме:Аналитика

0 %