«Не ходите, дети, в Косово гулять»
На днях очередной контингент молдавских военнослужащих вернулся из Косово — на ротацию ему, соответственно, отправился новый отряд. Попробуем объяснить, почему туда, как и в Африку, опасно гулять — даже если, вроде бы, там много не стреляют и люди возвращаются, вроде бы, в порядке и каким-никаким заработком в кармане («миротворчество» в Косово приносит прибыль в примерно 50 евро в день).
Прежде всего, напомним о политическом оксюмороне ситуации — в Косово Молдова, пусть и составе «мульти-пульти-культи миссии» со всеми самоназвавшимися «цивилизованными странами», играет в игру сепаратистов. Именно присутствие «миротворческого» бастиона сдерживает Сербию от установления конституционного порядка в Косово. Того самого порядка, который так рвался установить Мирча Кровавый в 1992-м в Бендерах.
Сейчас у нас это мешает сделать миротворческая миссия, признанная самим Кишинёвом тогда, но изо всех сил саботируемая им же сегодня. Кишинёв обзывает миротворцев всякими нехорошими словами и требует поскорее убираться. Но в то же время точно так же мешает Белграду разобраться со своими сепаратистами. На словах Кишинёв не признаёт Косово, а на деле — помогает ему укрепляться, прежде всего политически. Как вам такое лицемерие?
В ходе второй мировой войны Косово был занят итальянскими войсками, которые прошли туда через Черногорию. Это важно для понимания итальянской роли во всей этой ситуации — вроде бы миролюбивые и сентиментальные, макаронники, тем не менее, обладают определёнными политическими амбициями и присущим агрессорам хищничеством. По крайней мере, в определённые моменты истории это проявляло себя. Потом итальянцев, разумеется, из Косово выгнали.
В 1999-м край подвергся бомбардировкам НАТО. Хотя бомбардировки проходили под предлогом защиты албанского населения края, на самом деле именно оно и пострадало больше всего от них. Впрочем, к тому моменту в крае ещё было достаточно много сербов и югославских войск.
Против танков югославской армии применялись снаряды с сердечником из обеднённого урана — самые эффективные, уверяли НАТО-вцы, супротив танковой брони. Так в местах наиболее интенсивных ударов была заложена экологическая бомба, ведь количество затраченного таким образом урана исчислялось десятками тонн.
Основной базой для вылета НАТО-вских самолётов на бомбардировки стала авиабаза Авиано в Восточной Италии — очень удобная для налётов. Урановые бомбы доставлялись и грузились на самолёты именно оттуда. Соответственно, на базе были люди из обслуживающего персонала, которые регулярно имели дело с этими снарядами. Складывали, перекладывали, подвозили к самолётам и так далее.
И вот спустя примерно год-полтора после бомбардировок начался повальный мор среди военнослужащих, прежде всего итальянских, имевших отношение к работе с опасными снарядами. Когда счёт пошёл на сотни, скрывать эту тему от прессы стало невозможно.
В итальянской печати появились статьи, в которых проводилась очевидная параллель между увеличением случаев заболевания раковыми болезнями и работой в Авиано. Итальянским властям, которым пообещали за описанное выше сотрудничество снижение нажима мигрантов из Албании (это всегда было проблемой для Италии) и геополитические возможности на Балканах, вместо этого пришлось отдуваться изо всех щелей.
Не сыграло им на руку и в целом не очень хорошее отношение итальянцев к НАТО. Ещё в феврале 1998 года в Доломитовых Альпах НАТО-вский самолёт во время облёта перерезал канатную дорогу, гондола свалилась в ущелье и унесла жизни двух десятков человек, в основном итальянцев, а пилотов-ротозеев, конечно же, отмазали… Поэтому когда вскрылась и история с ураном, пресса прошлась по всему этому как следует, резонансно. Публикуем и мы некоторые скрины из тогдашних газет.