Политические фланги современной Молдовы и их представители
Николай Паскару, политический комментатор, «Эхо Москвы»
Молдова не единственная страна мира, где из-за кризиса, вызванного пандемией коронавируса, социальные проблемы и внешнее влияние на политический климат в корне повлияли на расстановку политических сил, инициировав новую мейнстримную политическую стратегию.
Как мы понимаем, разделение на правых и левых — это система классификации политических позиций, идеологий и партий, и три главных фланга – левый, центр и правый – суть политологическая диаграмма, популяризированная американским либертарианцем Дэвидом Ноланом.
Левые
В Молдове левые это Блок коммунистов и социалистов, взявший в текущем составе парламента страны 32 мандата. Вхождение Партии коммунистов в этот блок фактически спровоцировало регенерацию этого политформирования. Мы прекрасно понимаем, что могло бы произойти с данной партией, не попади она сейчас в парламент.
Но теперь, когда члены ПКРМ попали в парламент, они стали забывать об обещаниях, данных ранее, и ведут собственную игру. Как на это, в итоге, отреагируют социалисты, покажет время. Стоит отметить, что в преддверии недавних выборов в парламент они пошли на слияние с коммунистами ввиду необходимости реализации стратагемы сплочения левых сил Молдовы.
Сегодня именно Партия социалистов стала кластером левых сил страны. Все остальные политформирования, не вошедшие с ней в союз, рухнули ниже ватерлинии. В частности, «Наша партия» Ренато Усатого. Более того, она пошла еще дальше: Усатый по факту сдал свой электорат проамериканским силам, несущим через своих эмиссаров знамя ксенофобии и антироссийской политики. К счастью, те, кто голосовал за «Нашу партию», поняли, как жестоко обманул их Усатый, и не лишают себя удовольствия демонстрировать, насколько они терпеть не могут президента Санду.
Есть еще и партия «Шор» имени своего лидера и денежного мешка Илана Шора, скандального дельца, имеющего отношение, по мнению следствия, печально знаменитой краже миллиарда. Не без помощи этого субъекта враги Молдовы смогли разорвать финансовый пояс страны, и теперь в стране почти не осталось банков с национальным капиталом.
Шор – беглец, его преследуют по закону. Он был когда-то нужен Плахотнюку, чтобы перепрошить финансовый бэкграунд РМ в угоду западным партнерам, сегодня столь бережно оберегающим сбежавшего Кукловода. Более того, Шор был необходим Плахотнюку, чтобы… развалить тогдашнюю партию власти. Что им обоим и удалось. Если партию «Шор» не запретят, то политформирование получит от новых хозяев, Санду сотоварищи, свежую команду – атаковать ПСРМ.
Центр
Центральный сектора молдавской политики, оппонирующий партии Майи Санду «Действие и солидарность», скорее всего, скоро займет партия бывшего премьер-министра страны Иона Кику. Костяк этого объединения составляет практически весь предыдущий кабинет министров, которые справились как с коронакризисом, так и с проблемой засухи и с финансовыми трудностями государства.
Правительство Кику начало работать при президенте Игоре Додоне и стало одним из самых эффективных с момента провозглашения независимости Молдовы. До сих пор бюджетники получают зарплаты из бюджета, принятого предыдущим кабмином.
Стоит отметить, что работа правительства Кику – это успех Партии социалистов, игравшей в тот период первую скрипку в парламенте. У Иона Кику работали настоящие профессионалы своего дела, причем, без всякой политики. Индексировались пенсии, ремонтировались национальные трассы, поднимались зарплаты и льготные выплаты, выплачивались субсидии аграриям.
Эта команда теперь, скорее всего, сумеет удержать на себе политический центр и сплотить разочаровавшихся как в правых, так и в левы силах.
Правые
Правый фланг Молдовы сегодня – это партия Санду «Действие и солидарность», без зазрения совести расправившаяся со всеми своими сателлитами. Под девизом борьбы с коррупцией и слоганом о «времени хороших людей» ПДС проводит в Молдове геополитические интересы мирового финансового капитала, стремящегося превратить страну в дикое поле и постоянную горячую точку на карте мира (Приднестровье) – все ради создания напряженности в одной из сфер интересов России.
Работая через целую сеть прозападных НПО, ПДС, лишенная профессионалов в парламенте и своем правительстве, полностью профанирует само явление управления государством. По сути, за партию страной управляют на правах наместников многочисленные прозападные НПО, ворующие госбюджет.
Именно с подачи Майи Санду набравшего 45% голосов в первом туре выборов кандидата на пост мэра Бельц, второго о величине города страны… сняли с избирательной гонки. Именно ПДС и ее НПО затеяли травлю генерального прокурора Александра Стояногло, который за 5 минут до своего ареста был готов многое рассказать и о Санду, и о ее прихвостнях. То, что в эти дни Стояногло освободили из-под домашнего ареста, говорит о несостоятельности обвинения и всех нападок как таковых.
И это мы еще не затронули тему газового контракта и просрочек по платежам «Газпрому». Пока лишь цифрами: цена за газ выросла в 5 раз, на продукты – на 40%, на отопление и на бензин – на 60%. Зато судьям Конституционного суда, услужившим новой власти парламентское большинство решило поднять оклады в десятки раз. Полмиллиона леев в месяц теперь будет уходить на магистратов КС! Большая часть ПДС – выходцы из партии бывшего премьер-министра Влада Филата, который до сих пор гнил бы в тюрьме за коррупцию, если бы не плохие условия содержания, из-за чего ему скостили срок.
Новый лидер в политической игре
Есть еще один сильный политический игрок, который сегодня в первых рядах и рейтингах. Это мэр Кишинева Ион Чебан, который показал себя, как один из лучших градоначальников столицы: десятки новых и обновленных парков, дорог, вновь открытых детских садов и школ и т.д.
ПДС пытается его запугать, но народ Чебана поддерживает. Пока у мэра Кишинева нет амбиций, кроме города, но у него уже есть внушительный кредит политического доверия на будущее.
Gagauznews — еще больше важных и интересных публикаций в соцсетях: