ОбществоЭто интересно!

Одиннадцать героев-панфиловцев: подвиг, который был

Клим Подкова, газета «Завтра»

В Подмосковье на 114-м км Волоколамского шоссе стоит монумент: вставшая на дыбы немецкая самоходка, из-под колёс которой вырываются лучи из нержавеющей стали, символизирующие взрыв. Это памятник бойцам-сапёрам 316 мотострелковой панфиловской дивизии. На окружающих монумент плитах 11 фамилий. Не 28, всего 11 бойцов-панфиловцев стояли тут с приказом «Задержать танки! Любой ценой!» И приказ был выполнен — ценою жизней солдат.

На Волоколамском направлении

316-я мотострелковая дивизия была сформирована в июле-августе 1941 года в Алма-Ате, 13 октября прибыла под Москву, где заняла свой участок обороны на Волоколамском направлении, и уже 15-го приняла на себя удар 2-й танковой дивизии вермахта. Удар был страшен. За две недели боёв дивизия потеряла почти 50% личного состава. В отдельных ротах из 75 человек в живых оставалось 15-20 бойцов.

Дивизия отступала, но оставленные ею поля были завалены трупами врагов. Командующий 4-й танковой армией Генерал Гёпнер писал о 316 дивизии: «Воюет, нарушая все уставы и правила ведения боя, её солдаты не сдаются в плен, чрезвычайно фанатичны и не боятся смерти».

15 ноября гитлеровцы начали «генеральное наступление» на Москву, и дивизия оказалась на острие удара немецких войск. 16-го произошёл знаменитый бой у разъезда Дубосеково, в котором участвовали бойцы 1075-го полка дивизии. На правом фланге дивизии оборонялся 1077 полк. К утру 18 ноября возникла угроза окружения и командир полка получил приказ отойти.

Простой приказ «умереть»

В землянку командира сапёрной роты вошёл офицер и вскинул руку к ушанке:

— Товарищ капитан, младший лейтенант Фирстов…

Капитан жестом руки остановил его:

— Вот что, Фирстов, получен приказ: полку отступить, занять новую линию обороны и держать её зубами. Полку нужны хотя бы несколько часов, чтобы оборудовать на новом месте позиции. От этого зависит, сколько солдат завтра останутся в живых, когда на них немец попрёт. Поэтому остаются три группы прикрытия: взводы Милешина, Колесниченко и твой взвод. Ваша задача: задержать немцев. На час, на два, на три – сколько сможете. У тебя самый тяжёлый, самый ответственный центральный участок. Вопросы есть?

— Товарищ капитан…

— Знаю, всё знаю. Нет у меня людей. Вот политрука возьми, сам вызвался, — кивнул капитан в сторону стоявшего рядом офицера, — ещё пулемёт получишь. Вопросы есть?

— Никак нет.

Действительно, какие могут быть вопросы: чтобы завтра как можно больше бойцов остались жить, сегодня кто-то должен умереть – простая логика войны.

Выйдя в траншею, Фирстов обернулся к сопровождавшему его политруку и спросил с обидой:

— Не доверяете? Боитесь, что не справлюсь, что мои бойцы побегут?

— Глупости говоришь, лейтенант, — ответил политрук, — тебе что, лишний боец помешает? У тебя их очень много? Тогда о чём разговор.

Взвод лейтенанта Фирстова

Согласно штатному расписанию 1941 года взвод сапёрной роты насчитывал: командир взвода, пом.ком.взвода, 4 сержанта и 32 красноармейца — итого 38 бойцов. После почти месяца кровопролитных боёв во взводе Фирстова остались 7 красноармейцев и 1 сержант – всего 8 бойцов. Восемь! Плюс командир взвода и его помощник – итого 10. Политрук роты Алексей Павлов был одиннадцатым.

Полк ушёл, а на позиции у окраины деревни Строково остались 11 человек.

Вот их имена:

Младший лейтенант Пётр Фирстов;
Младший политрук Алексей Павлов;
Ст. сержант Алексей Зубков;
Сержант Даниил Матеркин

Красноармейцы:
Павел Синеговский;
Глеб Ульченко;
Василий Семенов;
Прокофий Калюжный;
Ерофей Довжук;
Василий Манюшин;
Петр Гениевский.

Из вооружения – винтовки, пулемёт ДШК и «карманная артиллерия»: гранаты, бутылки с зажигательной смесью. И ещё приказ «держаться до последнего!»

Никто из них в полк больше не вернулся. Все 11 были занесены в списки пропавших без вести. Но по тому, что полк на несколько часов оторвался от противника, было ясно, что оставшийся у деревни Строково взвод свою задачу выполнил.

Только в июне 1942 года после освобождения Строково в деревню прибыла группа офицеров бывшей 316-й мотострелковой, а теперь 8-й гвардейской дивизии им. Панфилова и жители рассказали, как сражались и умирали 11 панфиловцев.

Бой

В 10 утра показались танки в сопровождении пехоты. Фирстов открыл огонь из крупнокалиберного ДШК, отсекая пехоту. Первый танк ценой своей жизни подбил политрук Павлов.

Интересный материал:  Александр Суходольский: истинной целью властей являются дестабилизация ситуации в стране

Вслед за первым танком загорелся второй, за ним третий. Через три часа боя немецкие машины дали задний ход. Перегруппировавшись, гитлеровцы повторили атаку. К этому времени в живых оставались двое бойцов и Фирстов.

Около трёх часов пополудни гитлеровцы ворвались на позиции панфиловцев. Пять часов одиннадцать человек вели бой. Без артиллерии, без противотанковых ружей, не час, не два и не три – пять часов! Два танка были сожжены, пять серьёзно повреждены, на поле лежали трупы захватчиков.

Наблюдавшая за боем жительница деревни рассказывала, что Фирстов был взят в плен тяжело раненным. Один из солдат встал ему на ноги, а второй набросил на шею ремень и задушил. Труп бросили на дороге и по нему пошли грузовики и танки. Тела красноармейцев гитлеровцы сбросили в разбитый блиндаж, запретив жителям даже приближаться к нему.

«Честные солдаты вермахта»

Прибывшие 2 июня 1942 года в деревню Строково представители 8-й гвардейской панфиловской дивизии для торжественного перезахоронения вскрыли могилу погибших сапёров. Офицерам и жителям деревни предстала страшная картина: несколько солдат попали в руки гитлеровцев раненными и подверглись пыткам и издевательствам. Гитлеровцы, считавшие что им противостоят значительные силы, обнаружили, что позицию оборонял всего десяток солдат и выместили свою злобу над попавшими в их руки советскими бойцами.

В нынешних фильмах и книгах часто изображают, как солдаты вермахта, потрясённые мужеством и героизмом советских воинов, отдают им честь, хоронят с воинскими почестями. Так вот нет. Составленный представителями военной прокуратуры акт скупо перечисляет: размозжён череп, срезаны верхняя губа, уши и нос, рваная рана виска, штыковая рана темени, 12 пулевых ран в грудной клетке, отсутствуют голова и правое предплечье, размозжены левая рука и правая нога, сломана левая голень, резаная рана в области сердца, разбит череп, выколот правый глаз и вырезана щека… Даже тела убитых подверглись надругательствам.

Опознав по звезде на рукаве в Павлове комиссара, ему воткнули нож в горло. Вот так на самом деле относились к мужественным советским воинам «честные солдаты вермахта».

Геройский взвод

3 июня 1942 года тела 10 героев-сапёров были захоронены у школы деревни Строково. Да, десять, это не описка — один из бойцов, Глеб Ульченко, выжил. Тяжело раненного его нашли, спрятали и выходили жители деревни. Когда Строково было освобождено, красноармеец ушёл мстить за своих товарищей. Ульченко не дожил до победы, в марте 1943 года после очередного тяжёлого ранения он умер в госпитале.

Приказом командующего войсками Западного фронта генерала армии Г.К. Жукова №0884 от 11 августа 1942 года все герои-саперы были награждены орденами Ленина. Это единственный случай в Великую Отечественную Войну, когда высшей государственной наградой был награждён весь взвод.

В память подвига сапёров в 1981 году в ознаменование 40-й годовщины битвы за Москву на 114 км Волоколамского шоссе недалеко от места боя и был установлен монумент «Взрыв», изображающий подорвавшуюся на мине немецкую самоходную артиллерийскую установку StuG III.

Герои-панфиловцы

Подвиг 28 героев-панфиловцев – легенда. Ещё в 1948 Главная военная прокуратура СССР признала его вымыслом журналиста. Однако были 11 панфиловцев у деревни Строково, были сотни героев, сражавшихся на подступах к Москве осенью 1941 года, отдававшие свои жизни, чтобы в боевых донесениях офицеров вермахта появлялись строки «в связи с ожесточенным сопротивлением противника танковая дивизия не дошла до намеченного рубежа».

В конце ноября от взятого гитлеровцами п. Красная поляна до Кремля оставалось 35 км. Рукой подать, один бросок для немецких танков. Однако эти 35 км они не прошли.

А 5 декабря 1941 года «непобедимый» немецкий вермахт начал отступать

Читайте по этой теме на нашем сайте:

День Победы – повод для фальсификации истории и подмены понятий

Забвение подвига: PAS запретила официально праздновать День освобождения Молдовы

Беспредельный цинизм с профашистским душком: Шаповалов о недавнем решении PAS

Gagauznews — еще больше важных и интересных публикаций в соцсетях:

Наш сайт:

Instagram: ТикТок:

Facebook: YouTube:

Одноклассники: Telegram:

См. также

См. по теме:Общество

0 %