«Прославленный» ансамбль народного танца «Жок» отмечает 73-ю годовщину со дня основания
Ансамбль был создан 23 августа 1945 года, то есть именно в эти дни отмечает 73-ю годовщину со дня основания.
Удостоенный большого числа наград и международных премий, гастролировавший более чем в 70 странах мира, коллектив имеет славное прошлое. Но каково его настоящее и главное – будущее? Об этом в эксклюзивном интервью порталу Noi.md рассказывает директор ансамбля Алена Стрымбяну. — Деятельность коллектива неизменно связывают с именем Владимира Курбета, который руководил им на протяжении многих десятилетий. Как сейчас сохраняется его творческое наследие?
Безусловно, понятия «Жок» и Владимир Курбет – неразделимы. Это маэстро Курбет силой своего таланта превратил «Жок» не просто в один из ведущих танцевальных коллективов Молдовы, но вывел его на международный уровень, сделал «визитной карточкой» республики. Десятки танцев, которые он поставил, до сих пор являются золотым фондом ансамбля. После ухода маэстро его творческое наследие сохраняем мы все – и главный хореограф, выдающийся деятель искусства Евгений Сандул, и главный дирижер оркестра Василий Гоя, который уже возглавлял оркестр «Жока» много лет назад, и вот вернулся сюда спустя годы, чему я очень и очень рада. Так что мы все, балетмейстеры, педагоги, репетиторы и артисты, — осознаем, какое творческое сокровище призваны сохранять и приумножать. Все основные танцы сейчас репетируются, как и раньше, и составляют программу полноценного спектакля «Жок» на сегодняшний момент. Как вы знаете, «Жок» — это синтез нескольких искусств – это пластика, это музыка, актерские навыки и конечно высокое исполнительское мастерство танцоров это собственно и есть хореография. И неслучайно в нашем штатном расписании артисты числятся не просто как танцоры, а как «артисты балета». Всего в ансамбле 50 артистов балета и 26 артистов оркестра. Кроме творческого состава, есть административная группа, очень немногочисленная.
В ансамбле бережно чтут творческое наследие Владимира Курбета
— Как давно вы стали директором «Жока» и с какими проблемами пришлось столкнуться? — Я в этой должности год. Пришла в этот ансамбль, когда у него было очень много проблем. Маэстро Курбет был уже тяжело болен, прикован к постели, и госпожа Моника Бабаук предложила мне занять эту должность, потому что я около года была председателем Административного совета ансамбля, и знала все эти проблемы не понаслышке. По образованию я театральный критик, в Министерстве культуры проработала 27 лет, из которых 10 лет возглавляла Департамент музыки, театра и художественного образования. Так что у меня есть опыт и в работе над законодательством в этой сфере. И учитывая то, что эти хореографические произведения – полноценные мастерски подготовленные танцы и являются синтезом классического балета и народного танца, что они бесценны и являются истинным произведением высокого искусства, и осознавая, что у нас есть такое богатство, которое нужно продвигать, я взялась за это дело.
Директор ансамбля Алена Стрымбяну уверена, что «Жок» нужно активно продвигать Проблем было много, в первую очередь – материальных. Начиная от элементарных – со дня сдачи здания в эксплуатацию ни разу не проводился капитальный ремонт, протекала крыша, пол в балетном зале стал изношен и травмоопасен, не говоря о гримёрных, где элементарно не функционировали туалеты, а о горячей воде в душевых можно было только мечтать. Благодаря финансовой поддержке правительства мы смогли отремонтировать крышу и привести в достойный вид гримёрные комнаты. К сожалению, тогда на ремонт балетных залов средств и времени не хватило, но в ближайшее время это вопрос будет решён положительно.
Владимир Курбет – неугасаемая жизнь в танце Но хозяйственные хлопоты – это полдела. Главное, на мой взгляд – это продвижение ансамбля. А разработка любых маркетинговых стратегий, даже создание сайта – это тоже стоит денег. Сайт мы уже создаем, причем с самым современным дизайном и наполнением, он сейчас проходит тестирование. Ведь мы должны быть узнаваемы, а информация о нас – доступна в интернете, в соцсетях. Всего этого, к сожалению, не было, как и других современных инструментов коммуникации. И структура была другая – не было специалиста по маркетингу, который мог бы написать хорошую статью или предложить рекламную стратегию того или иного спектакля. А ведь сегодня это очень важно, потому что молодое поколение практически не знает, что такое ансамбль «Жок».
— Извините, но в это невозможно поверить! — Знают в основном те, кто в ремесле – учащиеся хореографического колледжа, или артисты каких-то других танцевальных коллективов. Да, в интернете можно найти видео с выступлениями ансамбля, но давнишнее, историческое так сказать, а современного – мало. И информации о нас в последнее время было не так уж много. Так что когда я только вступила в должность, мы начали создавать определенные стратегии по визуализации ансамбля через социальные сети.
— Раньше гастроли «Жока» всегда были большим событием и большим успехом, а как сейчас? Гастролирует ли коллектив? — Последние годы, увы, гастролей практически не было, но сейчас ситуация начинает выправляться. Так, 3 ноября прошлого года мы дали большой спектакль в связи с 25-летием установления дипломатических отношений между Молдовой и Израилем. А кроме того – провели концертное турне по Израилю. Последние 22 года ансамбль там ни разу не был, в отличие от многих других коллективов из постсоветских республик, которые бывают там каждый год! И вот мы убедились в том, что о молдавском «Жоке» знают в основном выходцы из бывшего СССР, которые помнят его в зените славы. Кроме того, конечно же, нас тепло принимала многочисленная молдавская диаспора, эти зрители были в восторге. Спектакль назывался «Жок» — энергия жизни», он действительно очень динамичный по темпу.
— Спектакль состоял из новых танцев?
— Нет, это были те же известные танцы, но в новой, более свежей подаче. Изменилась концепция спектакля: другая постановка света, другой темп музыки, словом, была сделана очень качественная работа. Да, мы знаем, что наши танцы – просто фантастические по уровню и красоте, но как подавать их? Какой визуальный язык использовать? Наш танец должен быть осовременен и соответствовать требованиям времени, чтобы быть интересным не только выходцам из СССР третьего возраста, но и всем остальным. В результате турне имело огромный успех, артистам устраивали нескончаемые овации, их энергия передавалась залу, атмосфера была феерическая. Другим несомненным успехом я назвала бы 10 марта нынешнего года, когда мы закрыли фестиваль «Мэрцишор» своим шоу, которое, что было особенно приятно, сопровождалось полным аншлагом! Наши репетиторы, люди, которые работают здесь более 40 лет, в один голос уверяли, что за последние 25 лет такого аншлага не было. Отрадно, что была не только публика зрелого возраста, которая помнит тот, прежний «Жок» — было и много молодежи! Спектакль назывался «История одной любви», где танцы и музыкальные произведения были объединены композиционно с использованием видео-изображения. Этому успеху мы обязаны тем усилиям в коммуникации, которые были сделаны за последнее время: рекламная компания, новый брэнд ансамбля. Сейчас мы называемся «Национальный балет Молдовы «Жок». Тогда же, 10 марта мы пригласили посмотреть выступление импресарио из Франции Раймондо Гонсалеса, и сейчас работаем с ним над контрактом по поводу большого турне. Планируется 50 спектаклей. Я надеюсь, что это турне осуществится, при этом артисты ансамбля познакомят французскую публику с богатейшим народным фольклором Молдовы. Ансамбль меняет дизайн, используя современный и узнаваемый стиль
— Как формируется танцевальный состав? Где ищите солистов?
— Солистов, да и не только солистов, а вообще артистов, отбираем из учащихся хореографического училища. Кроме того, мы поставили перед собой задачу открыть студию «Жока», потому что мне кажется, что имея такое богатейшую историю, «Жок» заслуживает того, чтобы иметь свою школу, как имеют все ансамбли такого уровня.
Чтобы вырастить и воспитать артиста балета, нужны годы упорного самоотверженного труда. При том, что работать в «Жоке» — это гигантский труд, требующий таланта, самоотдачи, физического напряжения. Не говоря о том, что труд артиста должен быть достойно оплачен. Без всего этого артисты покидают не только ансамбль, но и страну, кто навсегда, кто — в лучшем случае по контракту. Из-за этой текучки кадров большие гастроли организовывать проблематично – мы зависим от полноценной труппы. Получается замкнутый круг – нет гастролей, потому что нет полноценной балетной труппы, нет балетной труппы, потому что нет гастролей. Но я надеюсь, что новая тактика и новый стиль работы, о которых говорилось выше, в конце концов принесут свои плоды.
— Не собираетесь ли расширять репертуар?
— Это тоже сложный вопрос. Сейчас в репертуаре 11 полноценных номеров, а их исполнение на протяжении всего спектакля длится 2,5 часа. Конечно, необходимость в новых номерах назрела. Много лет хореографом-постановщиком был сам Владимир Курбет. Он создавал эти танцы в сотрудничестве с другими хореографами. Это была своеобразная лаборатория, в которой работало много профессионалов. Здесь же работали и румынские хореографы, и украинские, и российские, и болгарские, даже югославы были и ставили свои произведения. А сейчас проблема в том, чтобы поставить что-то оригинальное. В Молдове есть немало состоявшихся хореографов, создавших свои танцевальные шоу, но для того, чтобы ставить в «Жоке», нужно соблюдать традиции и стиль «Жока», то есть сочетание классического балета и народного танца, обладать техническим мастерством и вообще соответствовать высоким стандартам. Так что подобрать человека, который отвечал бы всем этим параметрам, — весьма непросто. А сейчас мы ставим для себя задачу восстановить несколько танцев, которые были в репертуаре ансамбля раньше. Например, «Цыганский танец», который когда-то пользовался колоссальным успехом, и тот же «Русский танец». В свое время это был очень хороший номер, в 70-80 годы прошлого века, когда «Жок» был на вершине славы, даже говорили, что наш «Русский танец» – один из самых лучших во всем Советском Союзе.
— Лучше, чем у Игоря Моисеева?
Во всяком случае, не хуже. Кстати, Игорь Александрович ставил здесь танцы ещё в 1949 году, до прихода маэстро Курбета. Хочу напомнить, что Игорь Моисеев был один из первых, кому присвоено звание Народного артиста МСС. И сюиту «Жок», которая сейчас находится в репертуаре ансамбля народного танца, который теперь носит его имя, он впервые поставил в Молдове! Ведь вся эта сюита основывается на «Чокрылии», той самой, где танцевал, и не просто танцевал, а играл Спиридон Мокану. Это было виртуозно, зажигательно! И мне кажется, что у «Жока» должна быть хореографическая сюита под таким названием – «Жок», это было бы вполне логично. Вот и думаем – что делать? Восстанавливать моисеевскую? Можно, поскольку впервые она была поставлена здесь, а значит, у нас есть право на то, чтобы ее восстановить. Хотим восстановить и знаменитые хореографические миниатюры, такие как «Баба мя», «По дороге в Кишинев». К сожалению, уже нет сейчас Спиридона Мокану, специально для которого они были поставлены. Этого артиста назвали «молдавский Чарли Чаплин», за его выразительную игру, особое чувство юмора и неподражаемую пластику. И никого, кто мог бы с ним сравниться, мы пока тоже не нашли. Ищем в Академии театра, музыки и изобразительных искусств, присматриваемся, просим коллег — если они увидят потенциального актера, то пусть тут же дадут знать, чтобы привлечь его в ансамбль. Ведем переговоры с педагогом-хореографом Борисом Рознерицэ, который в свое время также играл в этих миниатюрах, чтобы с его помощью восстановить их.
— Кто вас финансирует и нужны ли вам спонсоры?
Нам все нужно! И спонсоры, и фонды. Вот вы на этом столе видите красивые искусственные косы, для наших артисток. Это в качестве подарка нам прислала наша диаспора из Канады, при поддержке ансамбля «Ватра» из Монреаля — им руководят наши бывшие артисты Ирина и Сергей Кирка. Ансамблю давно необходимо это было. Костюмы тоже очень дорогие. В «Жоке» есть фантастически красивые костюмы. Они создавались специальными дизайнерами. Понятно, что это стилизация, а не точное отражение той или иной географической зоны, но это очень красиво и эффектно. Так вот, костюм только для одного исполнителя стоит в пределах 20 тысяч леев. Мы не можем одеть танцора в синтетический материал, все должно быть натуральное, чтобы дышало, и даже обувь – туфли, сапоги, должны быть из очень качественной, мягкой кожи. И они очень дорогие. В прошлом году мы обновили наряды для «Болгарского танца», и только обувь стоила 46 тысяч леев. Финансирует нас Минкульт, и надо сказать, его руководство поддерживает ансамбль. Но, как я уже говорила, мы поставили перед собой задачу сделать «Жок» самоокупаемым, поэтому ищем различные варианты. Сейчас, например, хотим организовать совместный проект с Wine of Moldova. И еще проект – сделать ансамбль «Жок» одной из туристических локаций, чтобы в один день недели на генеральную репетицию могли приходить туристы и посмотреть, как танцуют артисты, за некую плату, разумеется. Подобная практика существует во многих странах.
— То есть можно сказать, что сейчас у «Жока» будет новый импульс?
— По-другому я даже и не представляю! Настало время, когда этот ансамбль должен вновь начать работать на республику, на ее имидж, на наше национальное искусство. Так что в каком-то смысле мы находимся в начале нового пути, и нам нужен хороший старт и хорошая поддержка. И я уверена, что потом сам ансамбль будет привозить дивиденды. Были такие тяжелые времена, что «Жок» давал концерты только на собственные юбилеи, да и кроме Национального дворца выступать нам негде. «Жок» создавался, как коллектив, предусматривающий большие сцены и большие просторы, выступления по всему Союзу, а у нас в маленькой Молдове таких огромных площадок нет. А сейчас, я думаю, у нас есть объективный повод для оптимизма. Будем по-прежнему выступать и на всех фестивалях, национальных праздниках, на День вина, но и к большим зарубежным турне тоже вернемся. Помимо поездки во Францию, планируем в ноябре поехать в Калининград. Этот проект станет возможным с подачи нашего бывшего танцора, который сейчас живет в Калининграде и возглавляет там молдавскую диаспору. Для выступления есть походящая площадка – недавно в городе выстроен Театр эстрады, красивый, современный концертный зал, где планировалось проводить музыкальный фестиваль «Новая волна» после того, как его перенесли из Юрмалы в Россию. Это турне может стать началом больших гастролей по постсоветскому пространству, где «Жок» помнят и любят особенно хорошо. Ищем и серьезных импресарио, потому что «Жок» стоит больших денег. Нельзя возить сто человек и не создать для них приемлемые условия: гостиница, транспорт, гонорары, технические требования. Ведь теперь появилось такое понятие как «технический паспорт спектакля», где расписано все, что нужно для спектакля – сколько софитов, сколько звуковой аппаратуры, экран, проектор. И заканчивая элементарным – чай, кофе, стулья, зеркала для гримирования. Некоторые спрашивают – почему вы не используете фонограмму? Нет, дорогие мои, мы принципиально не будем выступать под фонограмму! Потому что «Жок» – это оркестр и ансамбль, танец и музыка, единое целое, все вживую, как и должно быть у коллективов высокого профессионального уровня. Да и публика, если заплатит, должна знать, за что она заплатила. Или говорят: нам не нужно 20 танцевальных пар, давайте ограничимся десятью. Но это уже не «Жок»! И мы не отступаем от наших требований и условий и этим, наверное, немножко пугаем потенциальных импресарио. Но зато те, кто не испугается, не пожалеют об этом.
Источник: NOI
Источник: NOI
Читай больше на: https://noi.md/ru/analitika/zhok-zhivoj-kak-sama-zhizni
Facebook: EchipaNOI.md | Одноклассники: Echipa NOI