Русские люди в Бессарабии. Н. Н. Пирогов
Н. Н. Пирогов (13.XI.1810, Москва-23.XI.1881, Вишня, Подольская губерния) – известный русский хирург, ученый-анатом, педагог, основатель русской военно-полевой медицины. Тайный советник.
Из семьи майора и дочери московского купца. Был тринадцатым ребенком. В 1828-м окончил отделение медицинских наук МГУ. Зачислен в Профессорский институт при Императорском Дерптском университете, где готовили профессоров для университетов. В 1833-м – доктор медицины, отправлен в Берлинский университет. С 1841 года – во главе кафедры хирургии Императорской Медико-хирургической академии в Петербурге. Внедрил «операции Пирогова». Разработал «Топографическую анатомию, иллюстрированную разрезами, проведенными через замороженное тело человека в трех направлениях». В 1847-м – в действующей армии на Кавказе. Внедрил перевязки бинтами, провел операцию с открытым эфирным наркозом. В конце 1854-го – на театре Крымской войны. Был главным хирургом Севастополя. Внедрил гипсовую повязку, институт сестер милосердия. Организовал работу военно-транспортных команд с лошадьми и удобными повозками для быстрого вывоза раненых. Награжден орденом св. Станислава 1 ст. Но попал в немилость к императору при встрече с ним – за критику императорской армии и ее вооружения. Назначен попечителем Одесского учебного округа, в 1858-м – переведен попечителем в Киевский учебный округ. В 1857 году Пирогов посетил 1-ю мужскую гимназию в Кишиневе и другие учебные заведения Бессарабии.
В расцвете сил Пирогов уединился в усадьбе Вишня под Винницей. Организовал тут бесплатную больницу. В августе 1877 года, находясь в Болгарии, Александр II вспомнил о Пирогове и пригласил его на театр боевых действий. Скорее всего, Пирогов отправился на поезде из Вишни, через мои родные места – Тирасполь, Бендеры, Булбоака, Мерены, Кишинев и далее – через Прут у Унген и Ясс – в Румынию и Болгарию. 10 октября 1877 года прибыл в главную квартиру армии, располагавшуюся близ Плевны. Организовал лечение солдат в военных больницах и госпиталях. Оперировал раненых. На бричке и санях проехал более 700 км. Награжден орденом Белого орла.
В 1881 году его не стало. 27 ноября тело забальзамировали. Погребен в усадьбе Вишня (ныне – часть Винницы). Дважды был женат, имел детей. Вторая жена с 1850 года – Александра фон Бистром (1824-1902), баронесса, внучатая племянница мореплавателя И. Ф. Крузенштерна. Свадьбу сыграли в гончаровской усадьбе Полотняный Завод. Образ Пирогова запечатлен в памятниках, литературе и кино.
М. Н. Козовенко и С. И.Трихина в 2015 году опубликовали два из пяти писем Пирогова к Александру Леонтьевичу Обермиллеру (1828-1892) – ученику, соратнику и другу. Эти письма из их переписки 1876-1877 годов, когда в Кишиневе обострилась болезнь главнокомандующего Дунайской армией великого князя Николая Николаевича Старшего, остановившегося в главной квартире армии – в известном доме Катаржи на Каушанской.
Переписка длилась с 1877 по 1880 год. 7 декабря 1876 года в Кишиневе великий князь разхворался. Обермиллер собрал врачебный консилиум, на который пригласил Пирогова и С. П. Боткина. Боткин прибыл позже, так как добирался поездом из Петербурга (проехал по моим родным местам) – пробыл в Кишиневе всего несколько дней. А Пирогов из Вишни прибыл в Кишинев уже в середине декабря 1876 года и находился тут до последней декады января 1877 года. В книге «Вопросы жизни. Дневник старого врача» за 8 февраля Пирогов, вспоминая, писал: «Все эти дни, при новолунии, после двухдневной небольшой оттепели (при 0+2°) начались так называемые сретенские морозы в 25-30° и продолжаются теперь. Солнце на лето, зима на мороз. Ездил к больному в Кишинев: в одном вагоне было натоплено до +18° R, а когда ехал назад, то в курьерском поезде доходило до –2-3°».
В лечении главнокомандующего участвовал Давид Ильич Выводцев (2.IV.1830, Бельцы-12.I.1896, Петербург) – доктор медицины, врач при главнокомандующем, главный врач и хирург военно-временного госпиталя №60, развернутого в Кишиневе. Родом был из еврейской семьи. Его отец владел Бульбоакой и Гратиештами, хутором Чавкары. Вырос в Кишиневе. Учился в Одессе. В 1856-м окончил медицинский факультет Киевского университета. Будучи студентом, участвовал в Крымской войне, награжден медалью. В 1876 году на Международной выставке в Филадельфии отмечен золотой медалью его способ бальзамирования тел умерших. Он был лечащим врачом Пирогова, смог сохранить в нетленном виде образ «первого хирурга России». Основал еврейскую больницу в Бельцах, заложил такую же больницу в Кишиневе.
Военно-временной госпиталь размещался на том месте, где сейчас Национальный музей истории. В 1830-х годах тут был пустырь, и его выделили под строительство госпиталя. Пустырь занимал пространство между нынешними улицами Букурешть, Митрополит Гавриил Бэнулеску-Бодони и 31 августа 1989 года. В 1843 году в большом флигеле разместился Днепровский полковой госпиталь, во флигеле – госпитальная церковь (Андреевская церковь, ныне на ее месте – театр «Ликурич»), а в центральном двухэтажном здании – областной госпиталь. Здесь, по некоторым данным, и проводил свои знаменитые операции Пирогов. 5 апреля 1877 года главнокомандующий Дунайской армией, по воспоминаниям В. В. Крестовского, провел осмотр военно-врачебных учреждений Кишинева. В военно-временном госпитале №60 обнаружен полный порядок. В апреле 1877 года тут побывал император Александр II.
Между тем, к 22 января 1877 года главнокомандующему стало легче. Пирогов и Обермиллер сфотографировались в Кишиневе. На обороте надпись «Кишинев в Генваре 1877 года». Она выполнена А. А. Пироговой. По настоятельной просьбе Пирогова, отбывавшего в Вишню, великий князь согласился укрепить свое здоровье в русском Баден-Бадене. Так тогда называли одесский грязевый и климатический курорт «Куяльник». В Рождество великий князь сделал подарок своему лекарю – вручил ему в красочной упаковке все лекарства, которые, как оказалось, он не принимал в течение года. Князь был весел. Но болезнь вернулась – вновь начались рвоты.
В последней декаде января 1877 года Обермиллер вынужден был обо всем сообщить Пирогову из Одессы в Вишню. 30 января 1877 года Пирогов объяснял свою невозможность приехать и давал подробные рекомендации по лечению главнокомандующего. Второе письмо к Обермиллеру датировано 21 февраля 1877 года.
Великий князь страдал всю кампанию. В конце концов, он оставил армию, находясь уже в освобожденной Болгарии.
Отмечая удивительную нравственную силу Пирогова, В. Д. Федоров и С. П. Глянцев в статье в 2010 году «Гениальность и нравственность в жизни и деятельности Н. И. Пирогова» писали: «В Дерпте и Петербурге, Симферополе, Севастополе и Кишиневе, в Германии, Италии и в украинском селе Вишня – всюду и всегда он приходил на помощь, ставя на первое место интересы больного человека». Даже в скверную погоду он шел пешком к людям на дом, делал операции. И прятал руки в карманы – чтобы нуждающиеся не вздумали ему платить.
Итог этой статьи следует увенчать словами Н. В. Склифосовского: «Народ, имевший своего Пирогова, имеет право гордиться, так как с этим именем связан целый период врачебноведения. Начала, внесенные в науку Пироговым, останутся вечным вкладом и не могут быть стерты со скрижалей ее, пока будет существовать европейская наука, пока не замрет на этом месте последний звук богатой русской речи».
Виктор Кушниренко, пушкинист