МнениеОбществоПолитикаЭкономика

Газовый шантаж, который дурно пахнет

Оказывается, у Молдовы есть президент — Майя Санду напомнила о себе после долгого молчания и продолжительных зарубежных командировок.

В четверг глава республики созвала Высший совет безопасности, чтобы обсудить ситуацию с поставками газа, а затем вышла на пресс-конференцию.

Стиль управления Майи Григорьевны, в принципе, вполне вписывается в европейский. В тех странах Старого света, где главой государства является президент, руководство так и поступает: президент — фигура представительская, гарант Конституции и лицо государства. Его служба, на первый взгляд, как будто не видна. А если и возникла необходимость, что-то заявлять, рассказать, объяснять и доказать, так для этого должен быть ну очень важный повод! И не только он, а еще и содержание спича должно быть ценным для общественности. То есть президент сообщает нации что-то очень важное.

У Санду повод такой был. Газовый кризис, который образовался в тот самый неподходящий момент, когда новое правительство только оперилось министрами и другими ответственными лицами.

Но вот содержание… Тут уже непонятно, зачем еще нужна была пресс-конференция, на которой глава республики ничего нового не сказала. Более того, она вообще ничего не пояснила, что происходит на газовом рынке.

О цене для конечных потребителей – ноль полезной информации.  О поставщиках – тоже ноль. Как государство бедует компенсировать гражданам счета, которые, понятное дело, вырастут, также неясно.

Зато граждане узнали, что Европейский союз предоставит Молдове 60 млн евро для преодоления газового кризиса. Так Брюссель отреагировал 27 октября на разгоревшийся между Москвой и Кишиневом конфликт о поставках российского голубого топлива. В чем его причина? Это всего лишь хозяйственный спор «Газпрома» с клиентом о ценах, долгах и условиях нового контракта? Или очередной выпад ненавистников России ради выпада? На эти вопросы, конечно же, Майя Санду тоже не дала ответа. Просто был написан не тот сценарий.

«Переговоры с «Газпромом» длятся так долго, потому что правительство хочет получить лучшую цену. Мы огласим эту цену как только сможем о ней договориться», — сказала Санду на брифинге.

Да об этом же говорил и вице-премьер Андре Спыну и премьер-министр Наталья Гаврилица.

Санду на пресс-конференции сказала также, что власти намерены в переговорах с «Газпромом» добиваться более выгодных условий, так как от стоимости газа будет зависеть способность молдавских предприятий и компаний производить товары и услуги по конкурентоспособным ценам.

И снова ничего нового. Пару дней назад премьер тоже так объясняла.

Зато Майя Санду отметила, что переговоры с «Газпромом» будут продолжены. Ну, это, вообще, логично. Неужели пресс-конференция была созвана лишь с целью представить главу государства в образе Капитана Очевидность? Что-то слабо в это верится.

Скорее, официальный Кишинев просто тянет время, ведя какие-то другие переговоры. И речь, вероятно, едет о приднестровском урегулировании.

Недаром в прессе появилась информация, что Молдова предложила передвинуть на другой срок заседание в формате 5+2 по приднестровскому вопросу. Если это так, то неужели власти Кишинева ищут другой тупик, считая, что пытаются оказать давление на Москву, используя переговоры по газу? Ведь во втором раунде на встрече с представителями администрации российского президента побывал вице-министр по реинтеграции Владислав Кульминский, отвечающий в Молдове за приднестровское урегулирование.

Свежий выход на арену Майи Санду был сделан, чтобы озвучить месседж о  том, что вопрос, связанный с пролонгированием контракта, обсуждался с замглавы администрации президента России Дмитрием Козаком, не последним человеком, который связан с приднестровским урегулированием.

«На этой неделе было много мероприятий и встреч по обсуждению газового вопроса, я лично по телефону обсуждала с Дмитрием Козаком возможность подписания газового контракта», — уточнила президент Молдовы».

Ранее Санду заявляла, что газовый вопрос не лежит в политической плоскости. А сейчас глава республики демонстрирует обратное.

Интерес к Приднестровью у России, безусловно, есть: там находится Оперативная группа российских войск, склады российских боеприпасов, проживает 200 тысяч граждан РФ. Поэтому когда слышна риторика о газовом шантаже, то становится очевидно, что шантажирует Кишинев, так как Москва ничем особо не рискует.

Есть законы рынка, есть газ, который так или иначе в Приднестровье поступит. А жители правого берега Днестра оказались заложниками ситуации, когда центральные власти просто набивают себе цену перед западными кураторами. Но на рядовых граждан верхушке плевать. Это, кстати говоря, тоже дала понять на брифинге глава республики.

«Не мы создали этот кризис, но мы должны пройти его достойно как единый народ. Я призываю вас к национальной солидарности. За зимой, полной вызовов, придет весна развития», – заявила Санду.

Почему, интересно, власти снова умывают руки, предлагая гражданам страны разделить ответственность? Ответственность за что? Это уже дурно пахнет.

Ион Бурзум 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции Gagauznews

You may also like

More in:Мнение

0 %