Как в Гагаузии отмечают Радоницу – день поминовения усопших
Gagauznews, 10 мая, Ната Чеботарь. Принятый у православных народов Родительский день, или Радоница – это весенний праздник поминовения усопших, уходящий корнями в дохристианскую эпоху.
Русская Православная Церковь поддержала этот народный обычай, занеся его в список христианских православных праздников.
В 2021 году Радоница приходится на 10 мая.
Предлагаем нашим читателям, особенно не очень религиозным, окунуться в историю и узнать, как современный православный праздник связан с языческими обрядами, в чем их сходства и различия.
Языческие корни Радоницы
В пантеоне богов древних славян Радуницами назывались божества, покровительствующие умершим, хранительницы их душ. Поэтому логично предположить, что этимологические корни названия праздника связаны со словом «род». Однако с принятием христианства слово приобрело новый смысл: его стали связывать с корнями «рад», «радость».
В Древней Руси ранней весной устраивался ритуал почитания предков. На погребальных курганах проводились пиршества, песни и пляски, игры и гулянья, приносились жертвы в честь Радуниц, а также чтобы задобрить души пращуров, чтобы те в наступающем году послали богатый урожай и благополучие. Этот обычай настолько укоренился в народе, что христианская церковь была вынуждена перенять его. По свидетельству Иоанна Златоуста, уже в IV веке христиане в качестве церковного ритуала совершали Радоницкие обряды на могилах своих близких.
Радоница у православных
Родительский день – Радоницу – отмечают все народы славянской группы. Но у разных народов она называется по-разному. В большинстве российских регионов день поминовения усопших называется Радоница или Радовница, в Белоруссии – Навий день или Радованцы, в Украине – Могилки или Гробки, в Молдове – Родительский день или Пасха мертвых. У гагаузов этот день принято называть Маленькой Пасхой («Кючук Паскелля»).
Несмотря на свою суть, связанную с поминовением мертвых, Радоница в православной традиции всегда была не грустным праздником.
И это во многом благодаря особому месту, занимаемому ею в календаре церковных праздников: сразу после Светлой Пасхальной седмицы, являющейся самым счастливым периодом для каждого христианина. Для верующих это является как бы указанием свыше, что смерть, благодаря воскресению Христа, побеждена, и не стоит печалиться об ушедших, ибо они получили жизнь вечную.
Радоница сохранила большинство черт языческого обряда, которым, однако, православие придало особый смысл.
После литургии люди отправляются на кладбище, взяв с собой крашеные яйца, еду, вино, символизируя, таким образом, разделение с умершими родственниками радости воскресения Иисуса Христа. После совершения поминальной трапезы прямо на кладбище все, что осталось, раздается нищим.
«Пасха блаженных» у молдаван и Маленькая Пасха у гагаузов
В молдавских традициях, которые в этом смысле идентичны гагаузским, особое внимание уделяется подготовке поминальных даров, в которые входят калач, свеча, спички, крашеное яйцо, сладости и непременно платочек или полотенце, или другие тканые изделия. Поминальные дары выставляют на стол с вечера, зажигают свечи, для того, чтобы «покойные знали, что к ним придут». Утром, после службы, все идут на кладбище, на могилы родственников, с поминальными дарами и вином. Священник обходит могилы и освящает поминальные дары, которые затем раздают детям, родным, друзьям, бедным людям за упокой души усопших.
В некоторых молдавских и гагаузских селах после этого ритуала родственники возвращаются домой, и накрывают поминальный стол. В других — приносят еду на кладбище и там делают общий стол.
Вино, которое пьют на кладбище, не допивают до конца, а выливают остатки в уголок могилы. Некоторые считают, что это вино предназначено дьяволу, у которого покойный якобы купил землю для своей могилы. По другим поверьям, вылитое вино предназначено усопшим, которые тоже веселятся в этот день. Остатки еды оставляют на могилах, потому что считается, что принести их домой – это грех, который может повлечь за собой несчастье.
Церковь же рекомендует другой способ поминовения усопших родственников. Отошедшие в мир иной более всего нуждаются не в яствах и не в выпивке, которые мы приносим на могилу, а в наших молитвах. Поэтому церковнослужители советуют, придя на кладбище в этот день, зажечь свечку и совершить литию – моление об усопшем. Для этого можно пригласить священника, но краткую версию молебна можно совершить и самому. После чего прибрать могилу: символически это действие означает подготовку к воскресению души.
Поэтому, готовясь отмечать Радоницу, помните, что кладбище для православного человека – священное место, и изобильному чревоугодию предпочтите смиренную молитву.
Читайте материал Как пройдет Пасха и Радоница в Гагаузии в этом году