АналитикаГлавные новостиЭкономика

Что будет делать НБМ, если случится системный финансовый кризис?

Инициатива Национального банка Молдовы (НБМ) о запрете снятия иностранной валюты со счетов обсуждалась пять лет, но власти не спешили с введением ограничений. Звучали опасения, что в стране может начаться паника, и население уйдет в наличные доллары и евро.

И вот законопроект принят в окончательном чтении. На подходе – еще блок поправок в законодательство о валютном регулировании. Этими мерами в Молдове намерены обезопасить экономику и финансовую систему страны от системных кризисов.

Однако похоже, что действия регулятора, призванные успокаивать рынок в кризисные дни, могут только усиливать панические настроения. При помощи экспертов NOI.md попытался выяснить, что стоит за нововведениями, поскольку сегодня это интересует многих читателей.

В кризис – только с леем

На протяжении последних месяцев Нацбанк инициировал серию поправок в законодательство о валютном регулировании. Основная их часть вытекает из обязательств Молдовы по Соглашению об ассоциации ЕС-РМ и о углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли, а также из требований со стороны Международного валютного фонда.

В то же время разработчики поправок мотивируют их необходимость тенденциями развития финансового, денежного и валютного рынков. Эксперты дополняют, что речь идет о попытках уменьшить последствия финансового кризиса и об актуализации законодательства после изменений в смежных областях (рынок капитала, платежные услуги, электронные деньги).

Наибольший резонанс вызвала инициатива НБМ о запрете снятия иностранной валюты со счетов. Подобные предложения звучали с 2011 г., когда техническая миссия МВФ выступила с рекомендациями по мерам против системных финансовых кризисов. Власти не спешили с введением ограничений, опасаясь, что банки могут лишиться весомой части вкладов в долларах и евро.

Поправки в Закон о валютном регулировании, принятые парламентом в окончательном чтении, существенно расширяют полномочия НБМ в ситуации системного финансового кризиса. Регулятор получил право на принятие дополнительных защитных мер. Он сможет запрещать или ограничивать операции по снятию со счетов, открытых в банках, иностранной валюты – как наличными, так и безналичным путем.

Такие же меры НБМ вправе применить к платежным счетам в валюте, открытым небанковскими поставщиками платежных услуг. Ограничения не распространяются на молдавский лей: даже в кризисной для финансовой системы страны ситуации операции по снятию национальной валюты разрешены.

Меню угроз и рисков

Введение особого режима валютного регулирования не является чем-то новым или уникальным. Похожий порядок прописан в законодательствах о валютном регулировании многих стран, особенно среди наших соседей. В то же время складывается впечатление, что в Молдове даже на уровне регулятора до сих пор не имеют представления о том, как будет действовать новый механизм.

В поправках четко не прописано, какие ситуации попадут под понятие системного финансового кризиса. Очевидно, что примером кризисной ситуации, несущей угрозу экономической безопасности, может быть любой макроэкономический шок, связанный как с внутренними, так и с внешними факторами. Это может быть банкротство крупных банков, невозможность обслуживания обязательств по вкладам, невозможность оплачивать импорт, кризис валютных резервов и поступлений, резкий недобор налогов и многое другое.

В случае с Молдовой набор возможных рисков и их вероятность весьма высоки. Среди причин эксперты называют слабость внутренней экономики, высокую зависимость от импорта и уязвимость к экономическим потрясениям, высокую зависимость от денежных переводов трудовых мигрантов на фоне сложных отношений с Россией.

Помимо того, не стоит сбрасывать со счетов риски банкротства в банковском секторе. Как неоднократно отмечали эксперты МВФ, банковский сектор Молдовы перегружен высокими объемами просроченных обязательств и кредитов. Меню потенциальных угроз и рисков экономической безопасности в Молдове весьма обширно и далеко не факт, что «особый режим» валютного регулирования при наступлении системного кризиса позволит остановить эти процессы.

Когда НБМ вступает в игру

По просьбе NOI.md один из разработчиков поправок в Закон о валютном регулировании согласился на условиях конфиденциальности прокомментировать нововведения. По его словам, изменения в отношении валютных операций распространяются как на резидентов, так и на нерезидентов РМ. Речь идет не только о снятии валюты со счетов, но и сделках, связанных с переходом прав собственности и иных прав на валютные ценности, а также некоторых других операциях.

Изменение Закона о валютном регулировании у многих вызвало обеспокоенность с учетом нестабильности национальной валюты и непредсказуемой динамики курса доллара. Эксперт допускает вероятность запуска нового механизма лишь при крайне резких скачках курса национальной валюты, несущих угрозу для экономической безопасности страны.

«Среди основных задач регулятора – определение и проведение денежной и валютной политики страны, осуществление валютного регулирования, принятие мер для снижения риска кризисных ситуаций и устранения их последствий,- говорит наш собеседник.- В поле зрения НБМ также поддержание покупательной способности национальной валюты.

В Молдове – свободное и неограниченное движение валюты, отсутствуют ограничения по валютным потокам, устанавливается свободная конвертация валюты. Национальный банк определяет официальный обменный курс лея к иностранным валютам, который используется резидентами и нерезидентами для всех видов платежно-расчетных операций, без обязательств проводить операции покупки и продажи по этим курсам.

Как спрос, так и предложение на иностранную валюту определяется на свободном рынке, и лишь в исключительных случаях в игру вступает НБМ. Введение запретов или ограничений на операции по снятию иностранной валюты со счетов возможно лишь в ситуации, когда налицо действительно серьезные мотивы, угрожающие экономической безопасности страны и состоянию финансово-банковской системы.

При нынешних движениях курса нет никаких причин для беспокойства. Не все понимают, что далеко не всегда стабильный курс национальной валюты хорош для экономики. Свободный курс позволяет сохранять ресурсы и стимулировать экспорт. В этом ракурсе важен не искусственно завышенный курс национальной валюты, а тот, который бы отражал реальное состояние экономики и стимулировал местного производителя».

Эксперт NOI.md не считает проблемой недостаточную ясность некоторых положений нового механизма. По его словам, сама процедура введения запретов и ограничений, а также критерии риска и угроз безопасности будут четко прописаны в особой инструкции Национального банка либо в измененном регламенте, регулирующем порядок обращения иностранной валюты на территории РМ.

По примеру Украины

Вместе с тем, некоторые эксперты выражают серьезные опасения, что в наших условиях эти меры будут малоэффективными. Пример Украины весьма показателен. В начале 2014 г. местный Национальный банк ввел ограничения на снятие вкладов в иностранной валюте: граждане могли получить в эквиваленте не более 15 тыс. гривен в сутки.

На фоне резкого ослабления национальной валюты и нестабильной политической ситуации это решение усилило панику среди населения и привело к массовому оттоку вкладов из банковской системы Украины. В то же время принятые меры лишь незначительно повлияли на развитие системного финансового кризиса в соседней стране.

В нашей республике введение «особого режима» на рынке иностранной валюты может быть еще более контрпродуктивным. У Молдовы, в отличие от многих стран, высока зависимость от импорта, в связи с чем крайне важно наличие ресурсов инвалюты для поддержания продовольственной и энергетической безопасности. При этом очень ограничены возможности для обеспечения платежеспособности в случае потенциального кризиса.

Введение валютных ограничений, по примеру Украины, может привести к усилению недоверия к национальной валюте и уходу в наличный доллар. В то время как в Молдове и без того имеет место очень высокая «долларизация» экономики – ситуация, когда иностранная валюта (чаще всего это доллар США) широко применяется для операций внутри страны или отдельных отраслей экономики.

Как показывает практика соседней страны, перемещение доходов населения и предприятий в сферу валютных операций подрывает инвестиционный процесс и экономический рост, наносит ущерб госбюджету, уменьшая налоговые поступления. В результате «долларизации» денежные накопления не используются для вложения в реальный сектор экономики, что приводит к расстройству финансовой системы страны.

В таких условиях, с учетом ограниченного объема валютных резервов, экономика станет еще более уязвимой к различного рода потрясениям. Если новые полномочия Национального банка не будут очень четко прописаны и справедливо применены, высоки риски банкротства фирм, банков, граждан, бегства капитала, давления на валютный рынок и быстрого истощения и без того ограниченных валютных резервов НБМ.

Грядет либерализация

Другой пакет поправок, рассматриваемый парламентом, предполагает поэтапную либерализацию в Молдове валютных операций, в том числе международных денежных переводов. На протяжении 1-2 лет в стране, согласно законопроекту, будет либерализировано большинство валютных операций, требующих согласования с НБМ, на сумму до 10 тыс. евро (или эквивалент).

В то же время предусмотрена полная (вне зависимости от суммы) либерализация операций с иностранными финансовыми инструментами, которые проводят лицензированные банки и структуры, чью деятельность регулирует и контролирует Национальная комиссия по финансовому рынку (НКФР). В числе последних – организации по микрофинансированию, страховые и инвестиционные компании.

Часть надзорных полномочий в этой области перейдет НКФР, но Нацбанк сохранит право применения защитных мер при наличии существенных рисков. В НБМ полагают, что эти изменения должны способствовать снижению уровня «долларизации» экономики и, как следствие, повышению эффективности денежно-валютной политики.

В числе других нововведений – право банков (резидентов и нерезидентов) ввозить на территорию Молдовы и вывозить из страны без авторизации НБМ наличную национальную валюту в сумме не более 100 тыс. леев. Банки-нерезиденты получат право ввозить и вывозить наличность в иностранной валюте. В настоящее время эти операции совершаются при наличии разрешения Национального банка.

Кроме того, поправки предусматривают либерализацию выдачи лицензированными банками кредитов нерезидентам. Сегодня объем таких кредитов не превышает 1% от общей суммы выдаваемых в Молдове кредитов. Либерализация этого вида операций ситуацию вряд ли изменит, поскольку в РМ процентная ставка по кредитам выше, чем за рубежом, что ориентирует банки на внутренний рынок.

 

ИСТОЧНИК: NOI.MD

You may also like

0 %