Как из Бешгиоза в 1949 году выслали 9 семей — история Гагаузии
GagauzNews, 13 ноября, Ирина Пинегина. Воспоминания пожилых людей, наших дедушек, бабушек порой звучат для нас как сюжеты трагических фильмов. Нам, живущим сегодня в мире и достатке, сложно представить себе, что все, о чем они говорят, действительно, было.
Иван Петрович Славиогло остался без матери, когда ему было всего три года, а сестре Александре 6 лет. Через некоторое время отец взял в жены женщину с ребенком. Так семья разрослась: двое взрослых и трое детей. Отец много работал, поэтому семья жила в достатке. Однако во время массовых репрессий, в 1947 году, отца арестовали и осудили на пять лет тюремного заключения. Отправили в Краснотуринск.
А через два года в ссылку отправили и остальных членов семьи. Тринадцатилетний Ваня тогда был в четвертом классе.
© Gagauznews / Ирина Пинегина
«Был июль месяц. В два часа ночи нас разбудил сильный стук в дверь. Это были два вооруженных солдата и активисты села. Нам дали два часа на сбор необходимых вещей. Мы, дети, испугались, сильно плакали. На улице заливалась лаем наша собака. Ее пристрелили. В ту ночь гудело все село. Ужасная трагедия коснулась не только нас», — вспоминает Иван Петрович.
В ту ночь из села выслали еще восемь семей. Всех согнали на Чадыр-Лунгскую железнодорожную станцию.
«Я помню, было очень много людей, таких как мы, из ближайших сел и самой Чадыр-Лунги. Среди них были и дети, и старики. Никто не знал, куда нас везут, что нас ждет, что с нами будет. Было страшно…», — с волнением рассказывает Иван Петрович.
Из Бешгиоза тогда выслали 9 семей: Харлампий Молла с супругой и двумя детьми, Анна Молла с двумя детьми, семья Александры Тодоровой (9 членов семьи), Мария Манастырлы – пожилая женщина, большая семья Харлампия Панаитова, Иван Карастоянов с супругой и семья Петра Славиогло, Михаилл Калын с женой и беременной дочкой, ей не повезло: в ту ночь осталась у родителей на ночь, потому что мужа не было дома. Родила она в вагоне поезда в антисанитарных условиях.
«Все бешгиозские оказались в одном вагоне, около 50- 60 человек, сейчас точно не могу сказать. Было очень сложно»
Ехали долго, примерно неделю. Еду нам не давали. Ели то, что успели взять с собой. Все делили между собой, помогали друг другу. Иногда на всех приносили ведро воды.
Когда поезд, наконец, остановился, была ночь. Нас высадили на станции Каргополье (Курганская область). Так у нас началась новая жизнь», — рассказывает Иван Петрович.
Бешгиозских отправили деревню Скоробогатова. Переночевали вновь прибывшие в местном Доме культуры. Утром распределили по семьям. По словам И.Славиогло, к репрессированным местные жители первое время относились с опаской. Их предупредили: приезжие – опасные люди. Но время шло, и менялось отношение местных жителей к невольным гостям.
«Наверное, первое, что удивило местных, это наше трудолюбие. Они все время удивлялись тому, как мы работаем. Мы действительно много работали. Благодаря этому нашей семье через какое-то время удалось купить небольшой старенький домик, и мы переехали в собственное жилье».
В селе была школа-семилетка. Сюда приходили учиться дети из нескольких деревень. Иван продолжил учебу.
Отец Ивана Петровича после отбытия срока приехал к семье. На тот момент семья уже жила в своем небольшом домике, на который им удалось скопить денег за долгие годы работы на чужбине.
Был 1954 год, когда Иван Славиогло окончил семь классов в местной школе и поступил в Шадринский сельхозтехникум.
В 1956 году репрессированные были реабилитированы. В том году семью постигло очередное горе — умер отец семейства. А в 1958 году семья сделала попытку вернуться в родное село Бешгиоз, но их там не приняли: дали семь часов, чтобы они покинули село. Семья была вынуждена поехать на Украину, в село Веселый Кут.
«Там нас хорошо приняли. Председатель совхоза Гармош оказался очень чутким и порядочным человеком. На тот момент я уже имел диплом агронома-полевода. Меня направили в совхозное отделение села Роща. Правда, работать мне пришлось недолго. Пришла повестка, и меня забрали в армию», — вспоминает Иван Славиогло.
Молодого мужчину направили служить в Тамбов, в войсковую часть 64.400. Это был учебный батальон по подготовке младших авиационных специалистов. Попал в роту радиомехаников приводных аэродромных радиостанций.
«Это было очень интересно. Обучался я 9 месяцев. Получил специальность «радиомеханик приводной аэродромной радиостанции» в системе слепой посадки самолетов. Это очень сложно, но очень интересно. Курсы я окончил с отличием. Получил должность заместителя командира учебного взвода. Дослужился до звания старшего сержанта. У командира я был в почете. Занесен в Книгу почета воинской части. Во время службы получил награды и грамоты», — рассказывает Иван Петрович.
В 1961 году солдата демобилизовали, и он вернулся в село.
Это была очередная попытка вернуться домой и начать жизнь сначала. Но ему, по-прежнему, в селе не были рады, все еще называли «сыном кулака». Так как он имел диплом агронома-полевода, устроился на работу бригадиром в колхоз «Советская Молдавия», но в этом качестве проработал недолго. Отношение к нему руководства колхоза было предвзятым, постоянно контролировали и критиковали. В итоге, молодой специалист вынужден был уволиться с должности бригадира и устроиться водителем грузовой машины.
Однако через некоторое время сменился председатель колхоза, и все изменилось.
«Новый председатель колхоза Владимир Иванович Иришков сам пригласил меня и предложил должность бригадира табаководческой бригады. Он-то и пресек всякие разговоры по поводу моей принадлежности к роду кулаков и при каждом удобном случае ставил меня в пример как отличного специалиста и работника. В должности бригадира я поработал 13 лет. Наш колхоз славился табаководчеством», — вспоминает Иван Славиогло.
За годы работы в колхозе герой нашего репортажа был отмечен орденом Почета, орденом «Трудового Красного знамени», медалью «За трудовую доблесть».
В годы, когда колхоз был одним из передовых хозяйств Молдавии, коллективу вручили машину ГАЗ, а бригадир Иван Петрович Славиогло получил мотоцикл ИЖ.
«Семья уже делала попытку вернуться домой, но к вам отнеслись не очень хорошо. Почему Вы снова решили вернуться в село? Ведь вы имели возможность устроить свою жизнь в любом другом месте», — спрашиваю я.
«Я всегда хотел домой. Меня тянуло на Родину. Несмотря на то, что с нами поступили так жестоко и несправедливо». При этих словах на глаза Ивана Петровича навернулись слезы. Эти воспоминания до сих пор ранят его.
Сегодня Иван Петрович Славиогло делает все возможное, чтобы местные жители помнили прошлое, чтобы знали своих героев в лицо. Он помогает местному музею, собирает информацию, фотографии разных периодов жизни села Бешгиоз и его выдающихся личностей.