Родом из Гагаузии: Поэт Сергей Михайлов
GagauzNews, 22 июля, Ната Чеботарь. Весной 2020 года в российском издательстве «Русский Гулливер» вышел в свет сборник стихов «Рыба говорит» автора Сергея Михайлова, живущего в Калининграде. В сборнике есть стихи, посвященные Чадыр-Лунге, и это не просто совпадение. Это дань памяти и благодарность городу, в котором родился и вырос автор.
Родители Сергея Михайлова попали в Чадыр-Лунгу в разное время и по разным причинам. Так, отец, Юрий Сергеевич, приехал сюда вместе с родителями из Туркменистана в 1948 году, а маму, Лидию Тимофеевну, по окончании училища в Краснодарском крае, направили работать в советскую Молдавию в 1955 году. Молодые люди встретились, полюбили друг друга и поженились. В семье родились двое мальчишек. Младший из них сегодня живет и работает в «янтарном крае» России.
Будущий поэт родился в Чадыр-Лунге в 1970 году, окончил местную школу, поступил в Калининградский государственный университет, окончил его, женился и остался в Калининграде, где и живет здесь до сих пор.
О профессии рассказывает так: «Я учился на филологическом факультете, на отделении русской филологии. Это был несложный выбор, поскольку меня ничто так серьезно не интересовало, как литература. Однако по окончании университета ни ученым-филологом, ни учителем-словесником я так и не стал. И все же остаюсь, так сказать, в этой сфере – в качестве литератора и редактора».
Сергей Михайлов работает пресс-секретарем и редактором корпоративной газеты на судостроительном заводе «Янтарь». Впрочем, более важным для него занятием было и остается литературное творчество: он пишет стихи и временами переводит на русский что-нибудь из иностранной литературы, а также участвует во всевозможных творческих встречах, поэтических вечерах, литературных посиделках, где, в том числе, делится опытом с начинающими поэтами, передавая им свои знания и навыки.
Он мог бы стать одним из известных поэтов, прославившихся в своем краю — в Гагаузии, но стал «певцом земель далеких». Мы поговорили с ним о первой Родине и чувствах, с ней связанных.
— Сергей, как получилось, что Вы уехали из Молдавии навсегда?
— Уехал я отсюда, чтобы получить образование. Почему не захотел сделать это в Молдавии? По разным причинам. Помнится, тогда, в конце 80-х, повсеместно стало набирать силу национальное самосознание в бывших союзных республиках, и Молдавская ССР не осталась в стороне от этого движения. Чувствовалось или казалось, что русский язык и культура отходят на второй план, а во всех сферах жизни грядут серьезные перемены – и не в пользу русских. Многие из русскоязычного населения в то время вообще уезжали из Молдавии. Да и меня естественным образом тянуло в «большой мир», к новым местам и впечатлениям. Вот и уехал учиться, не думая потом возвращаться.
— Вам нравится город, где Вы сейчас живете и работаете?
— Да, мне тут очень нравится. Насколько я знаю, в России некогда было два Калининграда. Один находился под Москвой и теперь называется Королёвым, а я живу в том, именем которого названа самая западная из российских областей. В прошлом, до Второй мировой войны, это был Кёнигсберг – столица Восточной Пруссии. А после распада СССР Калининградская область стала полу-эксклавом, окруженным Литвой и Польшей, но имеющим выход к Балтийскому морю.
Эту область окрестили когда-то Янтарным краем – по той причине, что она богата янтарем, и здесь, кстати говоря, до сих пор сохранилась привычка называть все подряд по названию этой ископаемой смолы.
— Сегодня, по прошествии стольких лет, Вас еще что-то связывает с Чадыр-Лунгой?
— Теперь – только память. Чадыр-Лунга – город моего детства, взросления. Давно уже не дом, но во многих отношениях – «фундамент жизни» (если позволите процитировать свое же стихотворение). С этим городом у меня были разные отношения, от нелюбви и скуки в школьные годы до острейшей тоски и влечения обратно – лет через десять после отъезда.
Долгое время Чадыр-Лунга мне снилась, я любил перебирать в памяти детские впечатления, события и городские места, мысленно гулять по городу. Возможно, это была тоска не по городу, а по детству. Сейчас она поутихла, и я думаю когда-нибудь навестить этот город со спокойным сердцем. Калининград давно стал моей второй, «взрослой» родиной, а первая – уже навсегда – Чадыр-Лунга. Там есть родные могилы, а значит и сама эта земля – родная. Как же иначе?..