Александру Тэнасе: «Ни секунды не сомневаюсь, что все, кто причастен к „краже века“, предстанут перед судом»
Александру Тэнасе: Любое замечание по поводу функциональности демократических институтов в Молдове идет на пользу демократии. В данном случае этот анализ, проведенный на уровне Евросоюза, выносит на первый план ряд проблем, с которыми сталкивается Республика Молдова. Эти проблемы известны всем нам, мы их признаем, – а это уже шаг вперед на пути их решения.
Совет по иностранным делам Евросоюза обеспокоен, что новое избирательное законодательство Республики Молдова не содержит ряд ключевых рекомендаций Венецианской комиссии. Об этом говорится в официальном пресс-релизе Брюсселя. Совет обнародовал в понедельник свои выводы из 27 пунктов. В документе изложены достижения и недоработки официального Кишинева, а также подтверждена готовность способствовать дальнейшему политическому сближению и экономической интеграции между ЕС и Молдовой в рамках Соглашения об ассоциации. Совет подчеркивает важность продолжения реформ, начатых в 2016 году. В заявлении также говорится, что необходимо продолжить расследование банковской кражи. Выводы Совета вдохновляют Молдову продолжать начатые реформы, – считает министр юстиции Александру Тэнасе.
Александру Тэнасе: Я прочитал эти выводы с большим интересом, так как дискуссии, которые велись до их разработки, были достаточно противоречивыми, и нередко складывалось ощущение, что разорвется бомба или произойдет что-то другое из ряда вон выходящее. Ознакомившись с выводами, я нашел их довольно уместными и взвешенными, они базируются на реалиях нашей страны.
Свободная Европа: И все-таки, в основу этих выводов легли рекомендации Венецианской комиссии по внедрению смешанной системы выборов. Вы считаете, что можно еще вернуться к этому вопросу, или все зависит от того, как будут применяться положения законодательства о выборах?
Александру Тэнасе: Если внимательно посмотреть, скажем, пункты 7 и 8 заключения, там эта деталь отмечается, но, насколько я понимаю содержание и толкование этого утверждения, получается, что вопрос больше не фигурирует как один из горячих – ни в повестке ЕС, ни в молдавской повестке. Вероятно, потому, что выборы все ближе, и совершенно очевидно, что еще одна реформа просто исключена.
Скорее всего, именно по этим соображениям в выводах ясно отмечается, что последствия новой избирательной системы необходимо очень внимательно протестировать в ходе предвыборного процесса, избирательной кампании, в день выборов и после дня голосования. Эта рекомендация достаточно четко показывает, что наши партнеры по развитию и впредь внимательно будут следить за тем, как мы будем внедрять эти нормы. Не думаю, что они будут настаивать на каких-то конкретных изменениях законодательства о выборах.
Свободная Европа: Вы сказали, что вопрос о смене избирательной системы уже не является горячим, но в любом случае, в марте будут представлены итоговые заключения ВК. По всем показателям, тогда будет решаться и вопрос о том, поступят или нет обещанные Молдове 100 млн евро. А значит, еще придется возвращаться к этому вопросу…
Александру Тэнасе: В этом документе я не видел ни одного условия по разблокированию финансирования, связанного с теми или иными реформами, в том числе реформой избирательной системы. С другой стороны, последний доклад ВК будет посвящен выполнению предыдущих рекомендаций, очень разных, и некоторые актуальны для Республики Молдова на протяжении последних двух десятилетий. Таким образом, в реальности вряд ли стоит ждать чего-то неожиданного от доклада, тем более, что министры иностранных дел решили сфокусироваться на избирательном процессе, на том, как будет организована избирательная кампания, как она будет проходить в день выборов и, более того – после выборов.
Это все свидетельствует об отсутствии каких-то реальных ожиданий, связанных с теми или иными изменениями закона о выборах. Они тоже не наивные и прекрасно понимают, что за десять месяцев, сколько еще осталось до выборов, вряд ли кто-то рискнет менять правила игры.
При самых благих намерениях это повредит демократии, так как электоральные игроки уже наметили какие-то планы, правила игры известны, и люди начинают выстраивать стратегии, исходя из этих правил. А если парламент внесет какие-то изменения, которые перевернут ситуацию с ног на голову, то я думаю, что и сами политические игроки будут недовольны.
Свободная Европа: Г-н Тэнасе, в выводах Совета по иностранным делам ЕС особо подчеркивается, что Республика Молдова должна соблюдать все рекомендации, содержащиеся в заключении ВК. Как вы считаете, государство способно это сделать?
Александру Тэнасе: Совершенно очевидно, что государство Республика Молдова в состоянии организовать беспристрастные, независимые выборы, которые основываются исключительно на действующих положениях закона, но, конечно, для этого необходима мобилизация как на уровне администрации, так и на уровне политических игроков, и неважно, у власти они или в оппозиции, – абсолютно все должны быть предельно внимательны к тому, как применяется и как будут функционировать новые правила игры.
Приведу показательный пример: в Венецианской комиссии мы обсуждали с коллегами механизм оценки функциональности той или иной избирательной системы. И совершенно однозначно, что оценка избирательной реформы возможна только после того, как состоялся как минимум один электоральный цикл. Любые абстрактные оценки интересны с точки зрения теории, но лишены практического содержания и совсем необязательно соответствуют реалиям.
Свободная Европа: Если, предположим, законодательный референдум, которого добиваются неправительственные организации и гражданское общество, состоится, и мнение избирателей не совпадет с решением политического класса о пересмотре избирательной системы, значит ли это, что во всей этой истории что-то не так?
Александру Тэнасе: Когда мы говорим «если», речь идет о предположениях, и возможны несколько ответов. Но скажу еще раз: никакая реформа избирательной системы за семь-восемь месяцев до выборов не в состоянии обеспечить стабильность избирательного процесса.
Недовольных избирательной реформой было много, в том числе и я критиковал некоторые из ее аспектов, но сейчас, когда от выборов нас отделяет очень мало времени, около полугода, когда вот-вот стартует избирательный процесс, любые изменения, скорее, навредят политическим игрокам, а не позволят им более активно включиться в предвыборную кампанию и бороться за власть.
Свободная Европа: Есть и другой, не менее важный вопрос: министры иностранных дел Евросоюза говорят о необходимости более решительной борьбы с коррупцией в Республике Молдова, более результативной борьбы, которая сопровождалась бы реформами в судебной системе, в том числе в органах уголовного преследования. Это явный камень в ваш огород. Как вы отреагировали на эти рекомендации?
Александру Тэнасе: Более чем спокойно, потому что к таким же выводам, сформулированным министрами иностранных дел стран ЕС, мы пришли и самостоятельно. В общих чертах, мы говорим об одном и том же, а это значит, что наша повестка совпадает.
И в нашем плане действий есть обеспокоенность по поводу независимости юстиции, необходимости укрепления механизмов борьбы с коррупцией и повышения уровня неподкупности судей. Поэтому мы разработали обширный проект реформ, часть положений которого намечено выполнить уже в этом году, несмотря на предстоящие выборы.
Более того, этот проект был предложен вниманию большинства министров иностранных дел стран ЕС – и поступили только положительные отзывы. Мы расцениваем эти выводы как поощрение реформ, которые мы намерены продвигать.
Свободная Европа: А есть ли шансы на то, что «глубокое, беспристрастное и всеобъемлющее» расследование банковского скандала завершится привлечением к ответственности всех виновных?
Александру Тэнасе: Ни секунды не сомневаюсь, что все, кто был причастен к «краже века», предстанут перед судом. Мы, к сожалению, слишком высоко задрали планку ожиданий, дав понять обществу, что расследование подобного рода мошенничества возможно за 24 часа, и что деньги можно возместить в короткие сроки. Увы, механизмы, предусмотренные в таких ситуациях, работают немного иначе, чем это себе представляет обыватель.
В порядке опыта хочу сослаться на пример румынского банка Bancorex, выпотрошенного 15 лет назад. Так вот, насколько мне известно, все, кто оказался причастным к этой афере, рано или поздно были привлечены к суду. Поэтому я ничуть не сомневаюсь, что и у нас произойдет тот же самое.
Что же касается сроков, то когда именно это произойдет – мне комментировать трудно, так как у меня нет достаточной информацией из прокуратуры – да они и не обязаны меня информировать на этот счет. Но я уверен, что все участники мошенничества получат свое. Можете в этом не сомневаться!
Свободная Европа: И как вы расцениваете тот факт, что дело Шора передано из Кишинева в Кагул?
Александру Тэнасе: Мы видели аргументы судей, которые отказались участвовать в рассмотрении этого дела. Часть из них уместны и оправданы, лучше передать дело в другую инстанцию, где нет никаких сомнений относительно беспристрастности судей. В конечном счете, не так важно, какой именно суд рассмотрит дело.
Хочу напомнить о решении Конституционного суда, который высказался по поводу статуса судей и подчеркнул, что абсолютно все судьи равны, разве что полномочия у них отличаются. Поэтому неважно, будет это кишиневский апелляционный суд или кагульский апелляционный суд, проблемы от этого не изменятся, процесс в любом случае состоится, и решение будет принято.
Свободная Европа: В выводах Совета министров стран ЕС отмечается также, что успех реформ зависит от укрепления связей с гражданским обществом. Совет рекомендует официальному Кишиневу привлекать гражданское общество к процессу принятия решений. Насколько реалистичны такие рекомендации?
Александру Тэнасе: Разумеется, такая рекомендация имеет все шансы на успех. И в этом вопросе у нас так же наблюдается полное совпадение позиций с министрами иностранных дел ЕС. Например, правительство вынесло на публичное обсуждение проект закона о некоммерческих организациях. Это очень важный документ для обеспечения независимости гражданского общества.
Отмечу, что и сам проект разработан с участием гражданского общества. Надеемся, что в скором времени документ будет вынесен на обсуждение правительства с последующей передачей в парламент. Хочу довести до вашего сведения, что этот вопрос обсуждался и на парламентском уровне – в группах, которые должны дать свое заключение. Председатель парламента заверил нас, что проект является приоритетным, и его примут в той форме, в какой он будет согласован с гражданским обществом. Поэтому есть все шансы на то, что у нас появится отличный закон.
С другой стороны, должен сказать, что все наиболее важные проекты по реформе юстиции, которые рождаются в недрах минюста, проводятся с участием представителей гражданского общества. У нас нет рабочих групп, в которые не входили бы и представители неправительственного сектора. Следовательно, по этому вопросу я не вижу никаких поводов для опасения, более того, налицо улучшение отношений между правительством и гражданским обществом, начал таять лед и между правительством и гражданским обществом, а это однозначно идет на пользу демократии.
Свободная Европа: Складывается ощущение, что вы не воспринимаете рекомендации Брюсселя и Совета министров иностранных дел стран ЕС как жесткую критику?
Александру Тэнасе: Любое замечание по поводу функциональности демократических институтов в Молдове идет на пользу демократии. В данном случае этот анализ, проведенный на уровне Евросоюза, выносит на первый план ряд проблем, с которыми сталкивается Республика Молдова. Эти проблемы известны всем нам, мы их признаем, – а это уже шаг вперед на пути их решения.
Следовательно, эти выводы идут на пользу демократических механизмов нашей стране. Я думаю, все только выиграют в результате введения этих механизмов в действие.
Усилия власти будут оценивать граждане Республики Молдова – они, и только они, вправе выносить оценку проделанной работе. В конечном счете, мы живем в этой стране, и мы больше всех заинтересованы жить в условиях демократии, свободы, без страха, верить в правосудие, в то, что законы нас защищают, гарантируют нашу собственность, и т.д.
Мы несравненно более заинтересованы во всем этом, чем европейская или западная дипломатия. Они могут лишь помочь нам – и обратить внимание на те или иные проблемы, могут помочь их решить, но активная роль в этом процессе – у нас самих.