Новое уголовное дело Дорина Киртоакэ, или 100 дней под домашним арестом
На этой неделе антикоррупционные органы сообщили подробности нового уголовного дела, по которому проходит первый вице-председатель Либеральной партии Дорин Киртоакэ, отстраненный от должности главы столичной администрации.
Размер ущерба, причиненного кишиневцам в результате применения в примэрии незаконной схемы использования бюджетных средств, превышает 66 млн леев.
Это — третье обвинение, выдвинутое против Киртоакэ на протяжении последних месяцев. Бывший градоначальник уже 100 дней пребывает под домашним арестом, будучи обвиняемым в совершении ряда коррупционных действий, направленных на необоснованное личное обогащение. По мнению экспертов, с новым инкриминируемым экс-примару эпизодом его шансы выйти сухим из воды достигли минимального уровня, а приговор может быть достаточно суровым, связанным с реальным тюремным сроком.
Подчиненные против примара
Столичный градоначальник был задержан сотрудниками Национального центра по борьбе с коррупцией (НЦБК) 25 мая. Его взяли под стражу после серии обысков в примэрии Кишинева, в том числе в кабинете самого Киртоакэ, и поместили на 72 часа в изолятор НЦБК. Одновременно были задержаны еще девять человек, подозреваемых в коррупции, в том числе секретарь Кишиневского муниципального совета, два мунсоветника и шесть представителей различных фирм.
Уже на следующий день примару было предъявлено обвинение по делу о платных парковках. Прокуроры требовали предварительного ареста Киртоакэ, ссылаясь на тяжесть инкриминируемого преступления, возможность повлиять на ход следствия и оказать воздействие на свидетелей. Однако в качестве меры пресечения суд сектора Буюкань избрал домашний арест на 30-дневный срок. Ежемесячно по ходатайству прокуроров эта мера продлевалась, таким образом, примар пребывает под домашним арестом уже более 100 дней. И хотя в интернете регулярно появлялись ролики, свидетельствующие о нарушении им режима, бесспорных доказательств этому представлено не было. Просьбы примара покинуть квартиру на несколько часов для встречи с делегатами Конгресса местных властей Совета Европы были оставлены без удовлетворения.
Практически сразу стало известно, что Дорин Киртоакэ задержан в связи с дачей показаний против него бывшими и нынешними подчиненными. Из их слов следовало, что запуск сомнительного проекта по платным парковкам должен был принести солидный доход градоначальнику и его окружению. В частности, вице-примар столицы Нистор Грозаву заявил, что подписал контракт, не читая его и не обсуждая с муниципальным советом, по причине настойчивых указаний Дорина Киртоакэ. Грозаву был задержан месяцем ранее примара, но спустя два дня из-за сотрудничества со следствием его перевели под домашний арест, а затем – под судебный контроль. Более того, в августе он стал исполнять обязанности главы столичной администрации.
Показания в отношении примара дал и задержанный вместе с Грозаву экс-начальник транспортного управления примэрии Игорь Гамрецкий. Он признался, что выступал в роли посредника со стороны Киртоакэ в вопросах, связанных с инсценировкой аукциона, ускорения подписания договора и получения «бонусов» за оказанные услуги. В начале августа суд сектора Буюкань приговорил Гамрецкого к двум годам тюрьмы с лишением права занимать публичные должности в течение трех лет. Подсудимый обжаловал приговор в Апелляционной палате, считая его слишком суровым. Он открыто признает, что знает гораздо больше, чем рассказал: «Если я дам показания, думаю, что половине моих коллег из примэрии придется уйти».
В ходе уголовного преследования, 12 июля, Дорину Киртоакэ предъявили еще одно обвинение. Как поясняет прокурор Думитру Робу, сейчас речь идет о двух инкриминируемых преступлениях – извлечение выгоды из влияния и пассивная коррупция. Оба действия – в тяжелой форме
Прокуратура потребовала отстранения Дорина Киртоакэ от должности примара. 28 июля суд столичного сектора Буюкань удовлетворил запрос прокуроров. Адвокаты обжаловали это решение в Апелляционной палате Кишинева, однако оно осталось неизменным. Тем не менее, по вопросу о законности отстранения Киртоакэ от должности еще выскажется Конституционный суд, который рассмотрит некоторые положения Закона о местном публичном управлении. Дело в том, что в законе нет прямых указаний на то, кто вправе обращаться в суд и как может быть обжаловано возможное отстранение от должности.
Коррупция за рамками полномочий
На этой неделе антикоррупционные органы сообщили подробности нового уголовного дела, по которому проходит отстраненный от должности примара Дорин Киртоакэ. Речь идет о коррупционной схеме, которая практиковалась в примэрии на протяжении длительного периода. Как следует из материалов дела, с 1998 по 2013 годы судебные инстанции вынесли 383 решения, которые обязывают мунсовет Кишинева, согласно действовавшим на тот момент законодательным нормам, обеспечить ряд граждан и семей жилплощадью из общественного фонда муниципального жилья.
Примэрия Кишинева в лице Дорина Киртоакэ в течение последних пяти лет заключила 81 соглашение о примирении сторон, по которому местная администрация вместо предоставления жилплощади выплачивает бенефициарам деньги – по 664 евро за квадратный метр (564 евро – средняя цена за белый вариант и 100 евро – за ремонт) жилья. Последнее такое соглашение было заключено в январе 2017 г. В НЦБК отмечают, что примар вышел за рамки своих полномочий, поскольку, согласно действующему законодательству, он исполняет решения местного совета и обеспечивает распределение жилфонда, но не принимает местный бюджет и модель его использования.
Как поясняют в антикоррупционном центре, эти действия находятся в компетенции муниципального совета Кишинева. Правоохранители настаивают, что столичные власти не имели права выдавать деньги на приобретение жилья, а обязаны были предоставлять квартиры во временное пользование. Несмотря на отсутствие решения мунсовета, которое уполномочивало бы примара заключать соглашения о примирении с кредиторами, Киртоакэ действовал по своему усмотрению. В результате, по подсчетам правоохранительных органов, его деятельность нанесла местному бюджету ущерб в особо крупных размерах – 66,73 млн леев.
В НЦБК подчеркивают, что примэрия выбирала не тех, кто обратился в столичную администрацию с решением суда раньше, а делала это выборочно. Кроме того, в большинстве случаев действие происходило по специальной схеме: представитель примэрии преднамеренно не являлся на судебное заседание, а окончательным решением суда признавалось право истца на получение жилья либо финансовой компенсации. После этого заключалось соглашение с примэрией, по которому заявитель получал денежную сумму на приобретение недвижимости.
По данному факту в отношении Дорина Киртоакэ возбуждено уголовное дело в связи с превышением власти или служебных полномочий, которые совершены лицом, исполняющим ответственную государственную должность, и повлекли тяжкие последствия. По нашей информации, среди выгодополучателей этой схемы фигурируют многие высокопоставленные должностные лица, ставшие участниками подобных соглашений о примирении. Правда, правоохранители пока не высказались о необходимости возмещения ущерба и привлечения к ответственности тех, кто получил денежные компенсации, признанные незаконными.
Комментируя новое уголовное дело, Киртоакэ написал в соцсети, что оно намеренно инициировано властями, чтобы прикрыть беззаконие в предыдущих расследованиях. Бывший градоначальник утверждает, что власти преследуют цель недопущения его возврата в городскую администрацию, а также исключения из выборной гонки в парламент или в президенты. Киртоакэ намерен требовать придания гласности всех материалов по его делу и их оценки компетентными европейскими структурами. По его словам, ряд свидетелей дали против него показания, так как были запуганы следственными органами. Отстраненный от должности примар намерен искать справедливости в Европейском суде по правам человека.
Киртоакэ светит реальный срок
В настоящее время материалы уголовного дела о платных парковках находятся на рассмотрении судебной инстанции. Прокурор, ведущий это дело, говорит, что обвинение располагает неопровержимыми доказательствами виновности Киртоакэ. Обвинение не называет конкретный размер взятки, на которую, согласно данным расследования, претендовал примар, но отмечает, что идет речь об «особо крупных размерах».
Вместе с тем из свидетельских показаний известно, что 26% доходов от платных парковок должны были стать «благодарностью» за подписание договора государственно-частного партнерства, из которых 13% получил бы сам градоначальник и столько же – глава транспортного управления примэрии. В период следствия было задокументировано несколько встреч между фигурантами дела и свидетелями, на которых обсуждались детали коррупционной схемы и размер вознаграждения.
Из материалов дела следует, что столичный примар поручил своему заместителю, занимавшему пост председателя комиссии по отбору компаний, которым предстояло реализовать проект создания парковок в Кишиневе, подписать контракт с фирмой EME Parkleitsysteme GmbH без одобрения муниципального совета. Эта компания стала победителем отборочного конкурса в результате согласованных действий ответственных лиц из столичной примэрии и ряда хозяйствующих субъектов. В то же время столичный градоначальник в нарушение закона одобрил градостроительные сертификаты на проведение проектных работ по договору государственно-частного партнерства между примэрией и компанией.
По мнению экспертов, несмотря на то, что Дорин Киртоакэ находится лишь под домашним арестом, ему светит реальный срок лишения свободы, который может быть совсем не малым. Юристы полагают, что, исходя из национальной судебной практики, только по делу о платных парковках ему грозит тюремный срок, варьирующий от 5 до 10 лет. Это объясняется тем, что выгода, которую он должен был получить обманным путем в результате коррупционных действий, при внедрении проекта платных парковок, является очень существенной. Если к этому приплюсовать новые обвинения, то уголовная ответственность может быть еще более суровой.