Главные новостиНовостиСпорт

Экс-форвард «Саксана»: «В Молдове меня назвали “черный п…ц”»

05.05.

В беларусском «Слуцке» нынче целая диаспора футболистов из Кот-д’Ивуара: Конан Аюи, Секу Думбия, Исса Куаджа и ударная сила команды — Сенин СЕБАИ, с двумя голами и тремя результативными передачами лидирующий в списке самых полезных игроков чемпионата. 23-летний Себаи родился и вырос в Абиджане, начинал карьеру в местном клубе “Эгнанда де Зарану”, а затем перебрался в Европу, где до прихода в “Слуцк” в 2015-м успел поиграть за чадыр-лунгский “Саксан” и румынскую “Астру”. Впечатлившись последними успехами форварда, Прессбол решил познакомиться с ним поближе.

— В Беларуси ты уже почти два года. Привык?
— Да. Мне симпатичны Слуцк, местный народ. Здесь любят футбол. Да, это простой город. Мало магазинов и ресторанов. Но чувствую себя комфортно, хотя язык знаю неважно. Выучил в основном футбольный русский: “дай пас”, “назад”, “иди вперед” и прочие подобные фразы.

— Помнишь первые впечатления о нашей стране?
— Было сложно приспособиться именно к футболу. Тренер дал шанс, однако пришлось тяжело физически. В Румынии, Молдове больший упор делается на технику. Здесь же важна “физика”, и я долго не мог адаптироваться. Поэтому играл мало, забивал еще меньше. Не понимал этот футбол.

— В начале минувшего сезона тебя вообще не было в команде.
— Возникли проблемы с документами. Мы, африканцы, сталкиваемся с ними часто. Сейчас в предсезонке не смогли поехать с командой в Турцию. Белым ребятам визы туда не нужны. А мы, ивуарийцы, ходили в посольство — и получили отказ. Не знаю почему. В прошлом году тоже появились сложности. Меня приглашал директор “Актобе” — но визы в Казахстан не было. Звали в Словакию — то же самое. Мой агент Дмитрий Селюк сказал: поезжай в Молдову, тренируйся, найдем тебе клуб. Я так и сделал, а потом меня пригласили назад в “Слуцк”.

— Селюк утверждал: мол, куда я говорю ехать своим игрокам, туда они и едут.
— Да, если уровень команды устраивает. Хочется, чтобы она была хорошей, часто побеждала. Пока я здесь, но есть желание перебраться в более сильный чемпионат.

— Твой бывший одноклубник Якуба Бамба нынче в “Оренбурге”.
— Тоже хотел бы поиграть в России. Еще в Африке смотрел по интернету матчи тамошнего чемпионата. Много хороших команд: ЦСКА, “Спартак”, “Зенит”, “Ростов”… Можно потом попасть в большие лиги — английскую, испанскую. Правда, все это непросто — нужно много работать. На днях, кстати, смотрел дерби “Спартак” — ЦСКА. Болел за армейцев, за них ведь долго играл ивуариец Сейду Думбия. В России лучший футбол в Восточной Европе. И СМИ хорошо его освещают, что тоже важно.

— В Беларуси с этим хуже.
— Верно, но, по-моему, тоже есть прогресс. Когда приехал сюда в 2015-м, в чемпионате было мало темнокожих футболистов. Теперь их стало гораздо больше. Везде: в “Слуцке”, “Славии”, “Гомеле”, Бресте… О белорусской лиге больше узнают в мире. Думаю, через два-три года у вас будет хороший чемпионат, потому что сюда активно приезжают легионеры. Не обязательно из Африки — любые.

— Ты поиграл в Молдове и Румынии. Можешь сравнить эти страны с Беларусью?
— Здесь мне нравится больше. В Румынии поселился в отеле в небольшом городе Джурджу. Одноклубники жили в Бухаресте, а я там бывал нечасто. Скучновато. Никуда не ходил — разве что погулять по парку. В Молдове тоже жил в маленьком городе Чадыр-Лунга. Там все просто, никаких излишеств. В принципе нормально, но грязнее, чем в Беларуси. В Слуцке чище и красивее.

— А где лучше — в нашей стране или в Кот-д»Ивуаре?
— Играть в футбол — у вас. Здесь более развита инфраструктура, есть сильные клубы. А жить мне лучше на родине, потому что там семья, друзья. Скучаю по ним. Хорошо, что в “Слуцке” еще трое ивуарийцев. У меня есть в команде и белые друзья, но с ними сложнее общаться. Их английский не очень хорош, не говоря уже о французском. Так что чаще провожу время с соотечественниками. Можем сходить в ресторан или кафе. Вспоминаем жизнь на родине, оставшихся в Кот-д»Ивуаре родных и близких.

— У тебя большая семья?
— Мама, три брата и четыре сестры. Для Африки это обычно. Отец, к сожалению, умер. Когда я уезжал в Европу, он болел, а через год скончался. Папа не хотел, чтобы я занимался футболом. Видел меня министром, директором фирмы или, скажем, журналистом… А я любил гонять мяч. Мама говорила: пусть играет, если парню нравится. Но отец с ней постоянно спорил. Он считал, что я должен налечь на учебу, а мне школа не нравилась. Зато всегда стремился к самостоятельности. Денег у семьи не просил, да их и не было — жизнь в Кот-д»Ивуаре непростая. В юности пытался подрабатывать — чинил на улице обувь. Сейчас, понятно, уже нет.

— Твой родной Абиджан — город, по африканским меркам, крутой.
— Да, это столица! Точнее, политическая столица — Ямусукро, но главный город все равно Абиджан. Там хорошая жизнь. Мой друг, если будет время, приезжай, тебе понравится! У меня там океан, пляж, можно купаться. В Абиджане живет много белых — тысяч пять, не меньше. Из Франции, США. Есть американская, канадская, французская школы. Есть и русские люди.

— А как с безопасностью?
— Ты знаешь, у нас же была война. Закончилась семь лет назад. До нее страна была спокойной — никакого криминала. Сейчас жизнь налаживается, однако проблемы с преступностью еще есть. Но, думаю, скоро станет лучше.

— Одноклубники тебя часто спрашивают об Африке?
— Бывает, интересуются: красиво ли в Кот-д»Ивуаре? Отвечаю: конечно! Порой задают и глупые вопросы. Типа если я туда поеду, меня убьют? Успокаиваю, говорю, что нет. А еще замечательный вопрос: у вас там есть рыба? Что?! Да у нас целый океан! По телевизору все время показывают какую-то дикую Африку, где постоянно воюют. Да, войны случаются — у нас тоже была. Но их не так много, мой друг. В нашей стране производят отличное какао. Лучший шоколад в мире. Есть красивые дома и квартиры.

— Какой твой родной язык?
— Французский. Хотя в Кот-д»Ивуаре много местных диалектов. На севере страны распространен один, на востоке — другой. Я с запада, и мой диалект называется вобе. Иногда общаюсь с семьей на нем, иногда на французском. С ивуарийцами из “Слуцка” тоже по-разному.

— Слышал, в команде тебя величают Львом. Почему?
— Это я сам люблю себя так называть. Потому что на поле хочу всех “убить”! Словно хищник на охоте, которая непременно должна закончиться удачно. Без добычи лучше домой не возвращаться. Для меня охота — голы. Хочу забивать в каждом матче и готов для этого много работать. После тренировок иду в тренажерный зал или еще куда-нибудь, занимаюсь дополнительно. Люблю трудиться в одиночестве и не останавливаясь, ведь настоящие львы не делают пауз!

— В Беларуси ты сталкивался с расизмом?
— К счастью, нет. Болельщики меня любят — подходят, просят сфотографироваться. В Слуцке, кроме футболистов, больше темнокожих людей я и не видел. А вот в Молдове был неприятный случай. Как-то зашел в магазин, и какой-то подвыпивший человек начал ко мне цепляться. Он сказал: “Черный п…ц, давай едь в свою Африку!” Я все понял — эти слова уже выучил. Спросил, зачем он такое говорит. Но что взять с пьяного. Ненормальный человек. В Слуцке ничего подобного нет. Мне нравится менталитет белорусов. Сам я, кстати, не пью и не курю. Со спортом это не сочетается.

— Наверняка тебе здесь холодно.
— Очень! Когда наступают морозы, даже нет желания тренироваться. Вообще никуда не тянет — хочется сидеть дома или вовсе уехать в Африку. Один раз, помню, пошел на тренировку, а температура — минус 11 градусов. Хотелось умереть. Хорошо хоть коуч подошел и подбодрил.

— А как тебе наша еда?
— В Беларуси очень любят картошку. И мне она нравится. Еще… грибуш.

— Грибы?
— Наверное. Борщ тоже вкусный. Карша… Я правильно говорю?

— Каша.
— Она так себе. Хотя бывает ничего. Скучаю по африканским блюдам. Но что поделать. Закончится сезон — поеду домой в Абиджан.

— В Минск приезжаешь?
— Сейчас только на матчи. А раньше у меня там жил друг — Умару Бангура. Мог отправиться к нему в гости. Мы из разных стран и до Беларуси вообще не были знакомы. Но как-то “Слуцк” встречался с минским “Динамо”, и нам удалось немного поговорить. Умару дал свой телефон и сказал: чуть что, звони и приезжай. Иногда наведывался к нему. Очень хороший, простой парень. И Минск мне тоже нравится — прекрасный город.

— У тебя есть девушка?
— В Кот-д»Ивуаре. Заметил, в Беларуси тоже много красавиц. Иногда они подходят, просят сфотографироваться, пытаются немного поговорить. Но не более того.

См. также

См. по теме:Главные новости

0 %