Лукашенко провоцирует «ползучий Майдан»
Российско-белорусские отношения в эти дни переживают, пожалуй, самый серьёзный кризис за всё время существования Союзного государства. Тут и активно проводимая «белорусизация», которая далеко не во всём соответствует не только идеалам «русского мира», но и официальной советской историографии, и нефтегазовые споры, и конфликт вокруг военной базы, и граница. Дошло до того, что поползли слухи о том, что Белоруссия может выйти из состава ЕАЭС и ОДКБ. Лукашенко даже пришлось собирать пресс-конференцию, чтобы несколько разрядить обстановку.
На этой пресс-конференции Лукашенко традиционно отстаивал белорусский суверенитет, осуждал «недружественное поведение» Москвы, но при этом выступил в защиту русского языка и заявил, что никому не позволит обижать россиян. В своём стиле, в общем. Мол, россияне нам братья, но суверенитету своего мы им ни пяди не уступим.
Видимо, белорусский лидер хочет, с одной стороны, успокоить большинство, которое традиционно настроено на дружбу и братские отношения с Россией, а с другой — заодно и меньшинство, которое настроено антироссийски, чтобы в их глазах предстать сильным и независимым от Кремля лидером. Меньшинство, активно поддерживаемое Западом. Вот Лукашенко в последнее время и пытается понравиться Западу, чтобы там его наконец за своего приняли и сняли все санкции.
Проблема в том, что попытка быть «ласковым телёнком», который двух маток сосёт, никого ещё до добра не доводила — в новейшей истории стран постсоветского пространства примеров предостаточно. Как и предостаточно примеров того, как кандидат, пришедший к власти на волне пророссийских настроений, не только не выполняет данные обещания, но и фактически начинает играть на стороне своих оппонентов. В итоге для оппонентов — прозападных националистов — он своим не становится, а вот свой пророссийский электорат, который привёл его к власти, теряет. И некому уже за него голосовать на ближайших выборах. Хорошо, если удастся до выборов дотянуть, а то ещё свергнут — и некому даже вступиться будет. Но, несмотря на это, обязательно найдётся тот, кто думает, что, мол, со мной такого не случится, я смогу всех обхитрить и т. д.
Нет, Лукашенко, конечно, не Янукович, он дольше в политике, умнее и опытнее. Он не верит на слово Западу и не будет однозначно делать ставку на Европу, ставя под удар расположение Москвы. Иными словами, «Майдана» в Белоруссии можно не опасаться.
Тем более что белорусский народ, глядя на события на Украине, на какое-то время точно получил иммунитет от всяких «Майданов» и десять раз подумает, прежде чем выходить на площади с определёнными лозунгами. Да и сам Лукашенко с «Майданом» церемониться не будет, даже если придётся поссориться с Западом.
Проблема в том, что «Майдан» может быть ещё и ползучий. Это когда майданщики могут прийти к власти мирно и законно, год за годом расшатывая систему и заставляя её озвучивать свою повестку дня.
По большому счёту, все наши «тёрки» с Минском — пустяковые и решаемые. Нефтегазовый спор — это чисто дела «Газпрома», политики тут вообще быть не должно, а авиабаза нам и в самом деле особо не нужна. Вопросы безвизового режима с ЕС и границы — тоже решаемы, если нормально собраться и выработать компромиссный ответ на них.
А вот с «белорусизацией» — хуже. Конечно, нет ничего плохого в том, что люди будут говорить по-белорусски, по праздникам носить вышиванки, изучать национальную культуру. Хуже то, что в «пакете» с указанным предлагается ещё и альтернативная история. В этой истории Оршанская битва преподносится как победа белорусов над Москвой; Отечественная война 1812 года лишается прилагательного «отечественная» (типа это была война между двумя империями, а белорусы тут просто оказались на пути); Великое княжество литовское объявляется национальным государством белорусов, а Российская империя и СССР выставляются едва ли не чужими белорусам странами; борцы за независимость Польши и яростные русофобы типа Кастуся Калиновского объявляются почему-то белорусскими национальными героями. Хорошо, что хоть до Великой Отечественной пока не дотянулись, хотя боюсь, что всё впереди. На Украине ведь тоже начиналось всё скромнее — с призывов защитить «рiдну мову», а закончилось призывами вешать москалей, факельными шествиями и памятниками Бандере.
Поколение людей, родившихся и живших в СССР, постепенно уходит. Молодёжь же будет всё меньше знать о нашей общей великой истории, вместо этого ей будет предлагаться иная повестка дня, в которой Россия пока ещё не враг, но ключевое слово «пока». Лукашенко в своё время пришёл к власти как пророссийский политик, за него проголосовали потому, что не хотели больше этих с «погонями» и бел-чырвона-белыми сцягами. Белорусы тогда оказались дальновиднее украинцев.
Однако всё изменилось, и теперь Лукашенко в некотором роде идёт по стопам Януковича, который тоже активно заигрывал с национализмом, чтобы сделать его единственной альтернативой на будущих выборах. В итоге самый «пророссийский» президент Украины демаргинализовал бандеровщину, сделав её рукопожатой оппозицией. Чем всё закончилось — мы знаем.
Лукашенко не вечен. Рано или поздно он уйдёт, и кто бы ни пришел ему на смену — он будет действовать в том политическом дискурсе, который оставит ему предшественник. Он уже не будет пророссийским, потому что курс Батьки рано или поздно приведёт к тому же, что произошло на Украине — диалогу с русофобией. И тогда единственный альтернативой «Майдану», т.е. вооружённому перевороту, может стать мирный приход к власти этого самого «Майдана». И в этом будет исключительная заслуга «ласкового телёнка», который будет до последнего момента думать, что он всем угодил и всех перехитрил.
Я понимаю, что ему надо демонстрировать свою крутость и независимость. Но это очень опасные игры. И заиграться в них может даже такой опытный политический долгожитель, как Александр Григорьевич.