Как телеканал NTS из Гагаузии получил лицензию, несмотря на нарушения
История с получением лицензии телеканалом NTS вызывает немало вопросов и указывает на избирательный подход в действиях Совета по телевидению и радио (СТР). В декабре 2024 года учредитель телеканала — компания Urania FM, подконтрольная общественной ассоциации «Lumina viitorului», — был лишён разрешительных документов. Формулировка — непредоставление необходимой информации и подозрения в иностранном финансировании, в частности, из России.
Тем не менее уже в январе 2025 года тот же Совет по продвижению инвестиционных проектов национального значения пересмотрел своё решение и разрешил деятельность компании. Это открыло дорогу к возвращению телеканала в легальное поле, хотя само вещание NTS не прекращалось ни на один день. Ни один кабельный оператор не отключил телеканал, что резко контрастирует с практикой в отношении оппозиционных СМИ.
Примечательно, что именно в этот период на телеканале стал регулярно появляться глава Госканцелярии Гагаузии Сергей Чернев, назначенный правительством Дорина Речана. Чернев, ранее депутат НСГ, фигурировавший в закрытых уголовных делах, стал публичным критиком башкана Евгении Гуцул и других представителей автономии. Он же предложил ввести в регионе внешнее управление и заявил о готовности возглавить его, несмотря на то что законодательство предусматривает только выборный механизм. Вопрос легитимности деятельности телеканала вновь оказался в центре внимания 3 июня, когда СТР выдал NTS официальную лицензию. При этом в ходе обсуждения было открыто признано, что телеканал продолжал вещание в период, когда не имел действующей лицензии. Более того, администратор NTS Елена Раткогло не смогла предоставить чётких ответов на вопросы Совета — ни по концепции телеканала, ни по объёму вещания, ни по кадровому обеспечению. Штат канала — три сотрудника и четыре неформальных волонтёра — не соответствует требованиям законодательства.
Телеканал уже дважды — в январе 2024 и в марте 2025 года — получал санкции за невыполнение минимального объёма вещания. В других случаях это становилось основанием для отказа в продлении лицензии. Кроме того, NTS ранее привлекался к ответственности за отсутствие субтитров, использование контента без авторских прав и технические нарушения, включая низкое качество звука.
Несмотря на это, лицензия была выдана. Глава СТР Лилиана Вицу заявила, что решение принято «с тяжёлым сердцем», но ради обеспечения плюрализма мнений в Гагаузии. Такая формулировка фактически признаёт, что канал не соответствует нормам, но сохраняет лояльную позицию к действующей власти, что оказалось достаточным основанием.
Ситуация с NTS — не первый случай, когда СТР демонстрирует избирательный подход. Совет выступает не как регулирующий орган, а как защитник провластных СМИ. Это было видно и в ситуациях, связанных с жалобами от оппозиционных политиков — Алексея Лунгу (партия «Шанс»), Ивана Чебана (MAN), Дианы Караман (БКС) и других. В то же время независимые и критически настроенные СМИ, такие как GRT и CANAL5, сталкиваются с давлением, ограничениями и отказами.
Пример NTS иллюстрирует, как формально независимые органы могут фактически действовать в интересах политической конъюнктуры, отступая от принципов равенства, прозрачности и закона.