Конституционный суд переставил запятую в законе о запрете Георгиевской ленты – что дальше?
Спустя год после скандальной попытки буквально силового запрета Георгиевской ленты Конституционный суд Молдовы постановил, что носить этот символ можно, хотя и с оговоркой: если его ношение «не пропагандирует войну». Формулировка сама по себе прекрасна, потому есть надежда, что когда-нибудь по этой формулировке запретят размахивать в Молдове бандеровскими и неонацистскими и символами, что происходит повсеместно. Они давно стали символами смерти и горя вне зависимости от того, кто и что начал на Украине более года назад, а также в 2014 году, потому что это вопрос крайне дискуссионный).
Как следует из решения КС, прения по этому вопросу шли целый год, но высказаться «конституционщики» решили только сейчас. Теперь, по сути, вопрос отдается на откуп полицейским, которые непосредственно будут проверять на месте, «пропагандирует» ли войну носитель Георгиевской ленты или нет. Будем надеяться, что до досмотра телефонов, как на Украине, дело не дойдет. Хотя – тсс, не будем подсказывать, вдруг, стражи порядка вооружатся этой идеей.
Для простого народа это решение КС, в принципе, сдвиг в положительную сторону — если по положениям прошлого года на выбор было только одно решение, штрафовать, и обычный сотрудник полиции, как человек, прямо скажем, маленький, не мог себе позволить ослушаться и потому штрафовал (хотя тут же вошла в обиход и практика намеренно ошибочного заполнения протоколов, что позволяло удачно отменять их в суде) — то теперь у него есть выбор согласно собственной совести.
Большая часть полицейских, в принципе, такие же люди, как и мы с вами, но не исключено, что среди них могут попасться и те, у которых – неадекватное отношение к Великой Отечественной войне, и в таком случае можно лишь гадать, как именно они себя поведут. В этом смысле Конституционный суд, как часто с ним бывает, не разъяснил ситуацию, а запутал ее дополнительно.
Тем не менее, если дело дойдет до суда, то полицейскому, принимавшему решение, придется доказывать, что гражданин, оштрафованный им, действительно собирался «прославлять войну». Это, как вы понимаете, хлопотно и мозгозатратно.
Фактически Конституционный суд нашел резервы в своем заднем уме, ухитрившись снять с себя ответственность перед обществом и в определенной степени «гуманизироваться», спуститься со своего олимпа. В то же время судьи сделали так, что и правящая партия вроде бы даже не сдала назад. И овцы целы, и волки сыты — о таких ситуациях говорят именно так.
Любопытно, что даже в самой партии PAS, инициировавшей запрет Георгиевской ленты в прошлом году, нет ясного общего мнения по сложившейся ситуации. Со стороны наиболее ментально маргинальных представителей политформирования раздаются голоса, что «штрафовать продолжат», но звучит это жидко, неубедительно и нетвердо. Причем самые одиозные представители режима и вовсе молчат — комментарии дали лишь некоторые, не играющие особой роли в управлении государством депутаты.
Молчит и президент Санду, и это то самое молчание, которое она, видимо, считает мудрым. Мы даже не удивимся, если окажется, что именно Майя Григорьевна и намекнула КС на то, что надо смягчить формулировку и перестать кошмарить людей.
Наконец, нет никаких сомнений в том, что в Гагаузии 9 Мая будет очень много людей с Георгиевскими лентами. Так было и в прошлом году, несмотря на политику штрафов, активно применявшуюся к жителям автономии, не самого богатого региона в Молдове, напомним. Реакцию на нынешнее постановление Конституционного суда предсказать очень легко — гагаузы выйдут с ленточками праздновать День Победы. И уже вряд ли кто сможет им помешать. Так что эта ситуация — пример того, что общественное возмущение все-таки может повлиять на некоторые явления в нашей жизни. Увы, не на все. Где речь идет о больших ставках, глас народа – совещательный.