АналитикаОбществоПолитика

Чем грозит Гагаузии возможная ликвидация Тараклийского района?

Власти Молдовы не оставляют попыток ликвидировать Тараклийский район, а вместе с ним тихонечко «сплавить» и перспективу специального статуса для болгар, коих в Молдове насчитывается несколько десятков тысяч человек. Подобный сценарий содержится в плане территориально-административной реформы, которую очень хотят провести «хорошие люди».

Ранее попытки упразднить районы уже предпринимались, в частности, в конце 90-х, когда к власти в Кишиневе пришли, пожалуй, самые первые «интеграторы евро» — люди, которые интегрируют евро по своим карманам. Такие, как Ион Стурза или Влад Филат — помните такого премьера и «руководителя департамента приватизации» в 1999-м? А там, где «евроинтеграция», там, известное дело, и «оптимизация» — то есть, в переводе на простой язык фактов, сокращение. Тогда уже пытались поделить Молдову на уезды, но из-за активных протестов жителей Тараклийского района последний оставили в покое, переделав все остальное, кроме Гагаузии. Затем к власти пришли коммунисты и отыграли все назад.

Сейчас, однако, у власти еще более беспринципные персонажи и ни на какие протесты они внимания обращать не будут, что уже было продемонстрировано много раз. Потому реформе, скорее всего — быть! Как на это отреагирует София, покажет время. Болгарский голос, мягко говоря, не самый громкий в ЕС, но все же…

Чем это грозит Гагаузии? Во-первых, тем, что создается прецедент, а также некая платформа — «великие молдавские мыслители» могут узреть в ликвидации специального статуса болгар (к которым они относятся едва ли лучше, чем к гагаузам) посыл для подобных действий и в отношении автономии. А если учесть, что успех наверняка вскружит голову, то эти попытки, скорее всего, перейдут из говорительной плоскости в исполнительную.

Во-вторых, если взглянуть на этническую карту юга Молдовы, то видно, что болгарские территории органично связывают между собой разрозненные анклавы АТО Гагаузия, как бы дополняя ее территорию. Это и болгарские поселения и территории вокруг Чадыр-Лунги, и вокруг Копчака, и на юге, у Вулканешт.

Благодаря этому жители все того же Копчака, даже выезжая за пределы села, могут чувствовать себя в родной обстановке в той же Тараклии — между болгарами и гагаузами, безусловно, есть некоторые трения, но они ни в какое сравнение не идут с проблемами, которые порождает политика Кишинева. Перед лицом такого, скажем так, вызова, роста давления, и гагаузы, и болгары обязательно сплотятся по всем вопросам.

Но, с другой стороны, ликвидация Тараклийского района лишит гагаузские территории выраженной связи с друг другом, они превратятся в несколько анклавов, разделенных территориями с измененным статусом. Чем это может обернуться в случае обострения обстановки или гипотетического вторжения со стороны третьих сил — сказать невозможно.

В общем, в данной обстановке и гагаузам, и болгарам следовало бы защищать свои интересы сообща, а не порознь. Выстоит специальный статус Тараклии — тогда и статус АТО Гагаузия будет иметь намного больше веса. Не выстоит — со временем сломают и Гагаузию.

You may also like

0 %