Санду сделала еще шаг к тому, чтобы стать «Великим кондукэтором»
Старшее поколение с высшим образованием должно еще помнить работу Владимира Ленина «Марксизм и восстание». По сути это инструкция для узкого круга лиц о том, как захватить власть в двух основных городах империи. Ключевыми объектами были телефон, телеграф, почта…
Возможно президент Майя Санду и не изучала работ Ульянова, но в любом случае она инстинктивно действует по-революционному.
На очереди Интернет
Те функции, что в начале двадцатого века выполняли почта и телеграф, сегодня на себя во многом взяло телевидение. Интернет выступает как его конкурент, но позиции ТВ еще сильны, особенно у возрастного избирателя, который, как известно, наиболее активен, а потому неизменно ценен для политиков. Решив «захватить почту и телеграф», президент изначально обратила внимание на российские телеканалы, чью редакционную политику она не может контролировать. Если контролировать невозможно, то их просто следует прикрыть, дело нехитрое, да и в прошлом уже отработанное. Недавно в эфире TVR Moldova Санду заявила: «Как я поняла, вскоре у нас будет новый состав Совета по телевидению и радиовещанию (уже наличествует — ред.), у которого есть определенные законные инструменты, и который должен не допускать пропаганду, обман и другие нарушения. Я очень надеюсь, что этот Совет будет объективным и эффективным».
Что интересно, с момента бегства Влада Плахотнюка из Молдовы запрет на трансляцию информационных российских передач не действовал. Именно в этот период Санду стала президентом, а пропрезидентская партия «Действие и солидарность» превратилась в парламентское большинство. Можно сделать вывод: «кремлевская дезинформация» никак не работала против Майи Григорьевны.
Россия, как экзистенциальный враг
В «борьбе с российской пропагандой» заинтересованы в максимальной степени чиновники в Брюсселе и Вашингтоне. На выделяемых из бюджета ЕС и США деньгах уже выросла целая когорта журналистов, ставших «профессиональными борцами с кремлевскими нарративами». Свой уровень подготовки они периодически повышают обычно в Праге, куда их вывозят на семинары. Плахотнюк все это хорошо понимал. Каждый раз, прилетая в Вашингтон, он рассказывал всем вокруг о том, как противостоит в Молдове информационному влиянию РФ. «Молдова уязвима для пропаганды, особенно той, что идет по нескольким каналам из России. Это портит имидж страны и наших партнеров из ЕС и США, льется много фальшивой информации», — жаловался Плахотнюк. В 2017-м был введен запрет на демонстрацию российских аналитических и информационных передач. Причем олигарх обладал эксклюзивным правом на трансляцию в Молдове нескольких российских телеканалов. Поддержка из Вашингтона позволяла Плахотнюку десять лет фактически быть у руля Молдовы. Теперь его место успешно заняла Санду. Мало того, она пошла дальше.
Зачистка Совета по телевидению и радио прошла успешно
Правящую партию, а таковая у нас — «Действие и солидарность», не устраивала достаточно относительная независимость Совета по телевидению и радио. Маниакальное желание Санду все и всех контролировать, вылилось в то, что парламентское большинство на пленарном заседании в ноябре не одобрило отчет о деятельности Совета в 2020 году. Это автоматически привело к отставке всего состава СТР. Председатель Комиссии по назначениям и иммунитету, конечно же, член правящей партии, Олеся Стамате по этому случаю заявила: «Они (члены Совета, ред.) не обеспечили свободного формирования мнений в ситуации, когда аудивизуальное поле заполнила неправильная, дезинформирующая, манипулятивная информация». Повторимся, при таком положении в СМИ, как описала Стамате, Санду заняла президентское кресло, а ее партия сформировала парламентское большинство. Можно предположить, что отныне, после искоренения «дезинформации», за «Действие и солидарность» будет голосовать 99% избирателей. Из семи членов Совета по телевидению и радио только один представляет оппозицию, остальные в той или иной степени на стороне власти.
Тележурналистов вернули в стойло
После бегства из страны Плахотнюка в 2019 году общественная компания «Телерадио-Молдова» была выведена из подчинения парламента. В партии «Действие и солидарность» посчитали, что за последние два года журналисты телекомпании уж очень разболтались. Дабы «повысить уровень ответственности» было решено общественное ТВ вернуть под контроль законодательного органа. С лета этого года парламентская машина для голосования работает в темпе взбесившегося принтера, а потому не обращая на протесты оппозиции, тележурналистов вернули в стойло. Заодно изобрели еще пункт: в случае недовольства итогами работы ТРМ Наблюдательный совет компании можно разогнать, а любого из Совета директоров уволить.
Кстати, главой этого самого Наблюдательного совета стал Аркадие Герасим, в прошлом редактор партийной газеты «Un PAS pentru Moldova», созданной Майей Санду в 2017 году. Теперь свои на всех ответственных постах.
Как-то в середине 90-х Виктор Черномырдин заметил: «Какую партию не строй, все равно КПСС получается». В полной мере это касается и «Действия с солидарностью». Возможно пройдут год-два, и Санду на общественном телевидении лично обязанные ей своим благополучием подхалимы начнут называть президента «Великим кондукэтором», «Полноводным Дунаем разума», «Работником из работников». Ну, вы поняли намёк…
Александр Чудак, Gagauznews
Gagauznews — еще больше важных и интересных публикаций в соцсетях: