Государственные ценные бумаги — спасение бюджета-2021
Нерешенность вопроса с внешним финансированием Молдовы все острее обнажает проблему наполнения бюджета деньгами для его исполнения в запланированных законом параметрах.
Своеобразным «спасательным кругом» для государственной казны становятся ценные бумаги, которые эмитирует министерство финансов, приобретая на внутреннем рынке посредством размещения бумаг недостающие финансовые ресурсы. Растущее предложение бумаг провоцирует увеличение доходности, в которой заинтересованы покупатели бумаг. По этой причине эмитент размещает меньше бумаг, чем предлагает. Причина – нежелание министерства повышать доходность бумаг.
Текущая политическая ситуация, когда у Молдовы нет полноценного правительства, программы с Международным валютным фондом (МВФ), и плюс к этому отсутствует ясность в вопросе роспуска парламента и проведения досрочных выборов, встает проблема наполнения бюджета 2021 г.
Представитель МВФ в Молдове Роджерс Чавани заявил: «Реализация одобренных парламентом законодательных инициатив серьезно угрожает макроэкономической и финансовой стабильности страны, которая уже серьезно пострадала от пандемии».
«До формирования нового правительства и прояснения вопроса с роспуском парламента, МВФ и ВБ сократят поддержку Молдовы. Без программы с МВФ не будут торопиться с поддержкой и другие внешние партнеры, тот же Евросоюз, например. Поэтому в вопросе покрытия дефицита бюджета власти могут рассчитывать только на эмиссию государственных ценных бумаг (ГЦБ)», — полагают эксперты.
Рост заимствования денег министерством финансов на внутреннем рынке посредством размещения ГЦБ приведет к «нежелательным» для эмитента переменам. С одной стороны рост эмиссии ГЦБ, по логике вещей, может привести к росту процентных ставок по бумагам, среднее значение которых удерживается на уровне 4,4%, а с другой стороны ограничит возможности банков по кредитованию экономики. Хотя показатели текущей ликвидности банков настолько высоки, что ресурсов у них достаточно и для покупки ГЦБ, и для кредитования реально сектора экономики.
О возможном повышении доходности по ГЦБ свидетельствуют результаты аукциона 5 января 2021 г. На нем министерство финансов недобрало почти 300 млн. леев. Предложив бумаг на 970 млн. леев, реально удалось разместить 691,8 млн. леев. «Недобор» стал причиной того, что в заявках на покупку ГЦБ некоторые банки указали доходность, которая по годовым бумагам превышала 5,5%, и эмитент оставил эти заявки неудовлетворенными.
Средняя доходность по ГЦБ осталась практически без изменений по сравнению с прошлым аукционом в середине декабря 2020 г.: ее нижнее значение составило 3,43%, а верхнее — 5,50%.
«Результаты аукциона показывают, что даже при такой высокой ликвидности, банки осторожничают с размещением ресурсов в бумаги государства, понимая, что министерству все равно придется повышать доходность ГЦБ», — отмечают эксперты, прогнозируя, что при необходимости наращивать объемы размещения бумаг эмитент будет вынужден повышать процентные ставки.
При этом они обращают внимание на то, что министерство не может «безразмерно» наращивать размещение ГЦБ и увеличивать внутренний долг государства, который в середине 2020 г. составлял 27 млрд. леев. Общий долг в середине прошлого года был на уровне 60,8 млрд. леев, увеличившись почти на девять процентов. К концу 2020 г. долг государства составлял 31,4% к ВВП, став больше за 2020 г. на 4,4 процентных пункта.
Первые осложнения с внешним финансированием усилили позиции экспертов, критикующих власти за их «безоговорочное послушание» МВФ и ВБ в том, что касается «бесконечного повышения финансовой устойчивости и макроэкономической стабильности, которая слабо отображалась на росте экономики. Они убеждены в том, что держать экономику на коротком поводке обещаний внешних партнеров и консервировать резервы валюты, — системная ошибка молдавских властей, которые равняются на возможности западных стран.
Молдове вовсе не угрожают долговые риски, поскольку значение долга государства по отношению к ВВП находится в низком диапазоне, показатель долга спокойно может быть увеличен еще на 10%, чтобы соотношение долга к ВВП было на уровне 40-45%. По причине отсутствия у Молдовы в 2021 г. внешней поддержки, эксперты называют два сценария, которые власти, вероятнее всего, будут реализовывать на практике.
ПЕРВЫЙ – заимствования ресурсов на внутреннем рынке, пока этому благоприятствуют процентные ставки. Несмотря на то, что доходность по ГЦБ в 2021 г. впервые будет облагаться налогом в размере 12%, их привлекательность на рынке по-прежнему высокая, и государство будет охотно пользоваться этим финансовым инструментом, легко решая вопрос собираемости налогов, потому как этот налог удерживается у источника его выплаты.
ВТОРОЙ – беспощадная экономия, которая будет отражаться на сокращении бюджетных расходов и капитальных инвестиций из собственных источников. К сокращениям традиционно власти прибегают во второй половине года, когда у них есть четкое понимание того, что исполнить бюджет в запланированных параметрах не удастся. К примеру, в 2020 г. правительство было вынуждено сократить инвестиционные расходы больше чем на 4%.
«В 2021 г. правительству надо будет направить 5,9% доходов государственного бюджета на выплату процентов по взятым ранее кредитам. Общая сумма выплат составит 2,2 млрд. леев, что в четыре раза больше, чем 7 лет назад, когда проценты по кредитам составляли 0,5 млрд. леев в год», — подсчитал эксперт Вячеслав Ионицэ. «Во-первых, государство должно платить большие проценты за гарантию Национальному банку (НБМ) по «экстренным кредитам», который покрыл брешь в результате кражи миллиарда из банков в 2014 г. Невозможность вернуть НБМ деньги после кражи, выливается в тяжелое бремя, взваленное на бюджет. Эти выплаты составляют 0,8-0,9 млрд. леев в год, что составляет половину от увеличения расходов по обслуживанию кредитов», — пояснил эксперт.
«По отношению к ВВП гранты, получаемые РМ сейчас, уменьшились в 15 раз по сравнению с их максимумом в 2014 г. Тогда гранты достигали 3% ВВП. С 2014 г. Молдова упустила возможность получить 26 млрд. леев в виде грантов. В результате этого за эти годы бюджет был исполнен ниже утвержденного плана», — подчеркнул эксперт.
При отсутствии грантов правительства были вынуждены прибегать к внешним и внутренним займам, по которым необходимо своевременно выплачивать проценты. Их общий объем в 2021 г. превысит 2,2 млрд. леев.
В 2021 г. бюджет не будет выкупать облигации у НБМ, выплачивая ему проценты по непогашенным облигациям. Парламентом в конце 2020 г. принят закон об отмене решения о переводе в государственный долг 13,6 млрд. леев «экстренных кредитов» трем проблемным банкам – Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank.
Как известно, несмотря на «экстренные кредиты», схема о краже миллиарда из банков не предусматривала восстановление этих банков, и они с 2014 г. пребывают в процедуре ликвидации. Это означает, что деньги НБМ должно вернуть государство, поскольку НБМ перед выдачей 13,6 млрд. леев получил от правительства гарантии.
Эксперты сомневаются в большой «выгоде» бюджета от такого решения парламента, которое создало Молдове напряг в отношениях с МВФ, ВБ и Евросоюзом. С отменой долговых обязательств государства перед НБМ бюджет может ничего не выиграть. Погашение «экстренных кредитов» только за счет прибыли НБМ может привести к тому, что правительству придется капитализировать НБМ в случае возникновения такой необходимости.
Некоторые эксперты сожалеют по поводу упущенной Молдовой возможности разместить на международных рынках суверенные евробонды для инвестиций в инфраструктурные проекты. Это давало возможность рассчитывать на более существенный рост ВВП, снижающий показатель долга государства к внутреннему валовому продукту.
Стоимость размещения Молдовой евробондов прогнозировалась на уровне 3-3,5%, такую доходность по ним рассчитывали представители иностранных банков, консультировавших правительство в вопросе эмиссии евробондов. В 2020 г. правительство консультировалось с двумя международными банками по поводу эмиссии евробондов на 500 млн. евро и на срок пять лет. «Сейчас объем инвестиций составляет 3% ВВП, или $700-800 млн. в год. Для выполнения рекомендации МВФ нам необходимо увеличить объем еще на 4-5%», — отметил он.
Осенью 2020 г. правительство отобрало несколько перспективных инфраструктурных проектов, каждый вложенный лей в которые мог давать ежегодную прибавку к ВВП на уровне 0,6-0,8 лея.
Президент Национального банка (НБМ) Октавиан Армашу, комментируя идею эмиссии евробондов, указал на то, что важно знать цену и время получения денег от эмиссии евробондов. «Эти параметры зависят от рейтинга страны и в случае некоторых развивающихся стран имеют значение для бюджета. Одним из ограничений в случае внешнего финансирования является назначение привлекаемых средств. Их использование только для потребления снизит финансовые возможности государства в будущем. В случае же инвестиций будет создана прибавочная стоимость, которая позволит погасить ссуду без ущерба для расходов государства», — считает Армашу.
Источник: ИНФОТАГ