Как безопаснее ездить в автомобиле с другими людьми?
Когда обсуждают риски заразиться коронавирусом, обычно говорят об офисах, ресторанах, метро и других публичных местах, а личный транспорт в расчет не берут, но люди по-прежнему ездят на такси и подвозят знакомых, находясь в тесном пространстве, где невозможно держаться на расстоянии друг от друга.
Ученые из Брауновского университета смоделировали на компьютере движение воздуха внутри и снаружи леворульного автомобиля наподобие Toyota Prius, движущегося со скоростью 80 км/ч, с включенным кондиционером, водителем и одним пассажиром на правом заднем сиденье.
Получилось, что давление в передней части салона ниже, чем сзади, поэтому в основном воздух направляется в сторону водителя. С закрытыми окнами 8–10% выдыхаемых аэрозолей с вирусными частицами долетают до другого человека, а когда полностью открыты все четыре окна — только 0,2–2%. Правда, зимой так не покатаешься. Еще одно исследование этой же команды показало, что почти такого же результата можно добиться, если открыть окна только до середины.
Открывать свои окна не так эффективно, как соседние. Когда спереди открыто правое окно, а сзади — левое, между водителем и пассажиром возникает что-то вроде воздушной заслонки которая задерживает аэрозоли и выносит их наружу. Но этот способ не так хорош, как полностью открытые окна.
В микроавтобусах и пикапах имеет смысл открывать хотя бы два окна, но точнее сказать нельзя. 20-минутная поездка с заразным человеком может быть намного опаснее, чем пребывание с ним в одном ресторане или аудитории на протяжении часа. Полученные данные — свидетельство того, что затяжной ковид — настолько же серьезная проблема, как смерти от самого вируса.
Мутации помогают коронавирусу преодолеть иммунный ответ
Варианты SARS-CoV-2, вызывающие наибольшие опасения, отличаются мутациями в S-белке. Этот белок нужен вирусу, чтобы проникать в человеческие клетки, а антитела, которые к нему прикрепляются, способны нейтрализовать вирусную частицу и предотвратить заражение. Из-за мутаций структура белка меняется, отчего антитела могут стать менее эффективными или вообще бесполезными. В одобренных вакцинах используется именно S-белок. Но антитела вырабатываются к разным его участкам, в том числе к тем, что не затронуты мутациями, — по идее, какие-то все равно распознают вирус. Впрочем, судить об эффективности вакцин применительно к новым вариантам в реальных условиях пока рано.
Лабораторные эксперименты не позволяют с уверенностью сказать, что мутировавшим вирусам легче, чем старым, повторно заразить переболевших. В этих экспериментах не учитывается следующая линия обороны организма — клеточная, а достаточный для защиты уровень антител по-прежнему неизвестен