Еврейские судьбы в истории Чадыр-Лунги. Продолжение истории
GagauzNews, 18 сентября, Ната Чеботарь. В начале ХХ века на территории Бессарабии проживало около четверти миллионов евреев. После включения Бессарабии в состав Румынии в 1918 году, местные евреи автоматически получили румынское гражданство, в соответствии с обязательствами, принятыми Румынией по Парижскому мирному договору.
Однако в результате принятия закона о натурализации от 1924 года, многие евреи Бессарабии были лишены румынского гражданства, поскольку не удовлетворяли требованиям данного закона.
По подсчетам от 1920 года, на территории Бессарабии проживало 267 тысяч евреев. На территории Буджака еврейские общины существовали уже в 16 веке, а к 18 веку в нескольких торговых городах уже существовало постоянное еврейское население.
Из нашей прошлой публикации вы уже знаете, что достаточно много евреев проживало некогда и в Чадыр-Лунге.
Согласно архивным данным, численность семей достигала трех десятков. Среди них был деловые люди, торговцы, ремесленники, земледельцы, рабочие. Все они внесли свой вклад в экономическое развитие не только Чадыр-Лунги, но и края.
По свидетельству старожилов, основным занятием евреев была, конечно, торговля. До настоящего времени сохранились документы, хранящиеся ныне в архивах Румынии и содержащие исторические данные о евреях-бизнесменах начала ХХ века из Чадыр-Лунги.
По информации директора Чадыр-Лунгского историко-этнографического музея Стефаниды Стамовой, в 1907 году евреи Чадыр-Лунги обратились в Бессарабское губернское управление с прошением открыть здесь молитвенный дом под название «Бейс Гамедриш», вот его текст: «Проживая в селе Чадыр-Лунга, мы, евреи, в числе более 30 семей, не имеем установленного законом молитвенного дома. Посему покорнейше просим утвердить в доме Семёна Петкова молитвенный дом».
Существовавшее в то время, в России законодательство, ограничивавшее права евреев, первоначально не применялось на этих территориях, поскольку Бессарабия сохраняла автономный статус, благодаря этому им удалось добиться открытия в Чадыр-Лунге синагоги.
В дни православной пасхи, 6-7 апреля 1903 года, в Кишиневе произошел кровавый еврейский погром, количество жертв было беспрецедентным. После этого по всей Бессарабии прокатилась волна антиеврейских выступлений: закрывались еврейские школы, синагоги. В Чадыр-Лунге, между тем, к евреям всегда относились лояльно, и здесь никогда не было никаких еврейских погромов, а Чадыр-Лунгская синагога стала одной их самых больших в Бессарабии. К сожалению, до настоящего времени она не сохранилась, поскольку в 1941 году была взорвана фашистами.
Кроме имен известных евреев Чадыр-Лунги, перечисленных в прошлой публикации, нельзя не упомянуть еще одно имя, довольно часто встречающееся в разных архивных документах – Елик Куня.
Как рассказала Стефанида Стамова, это был довольно зажиточный еврей, владевший несколькими мануфактурными магазинами, торговавший лошадьми.
Считается, что Елик Куня был самым богатым евреем юга Бессарабии. Коренные жители Чадыр-Лунги наверняка помнят здание старой поликлиники, которая находилась в центре города (несколько позже там располагалась стоматологическая больница).
Я тогда была ребенком, но до сих пор отлично помню территорию больницы с аккуратными низкими дощатыми заборчиками вокруг клумб и цветников, жасминовые кусты, лилии, сирень, уютный дворик и большое ореховое дерево перед самым входом.
Это было знакомое многим место, которое теперь, увы, навсегда исчезло, не оставив и следа. Это и была усадьба семьи Куня. В 1935 году семья эмигрировала в Румынию, где прожила до 1975 года. К сожалению, ни у кого из тех, с кем я общалась на эту тему, нет никаких сохранившихся снимков, на которых были бы запечатлены члены семьи или усадьба Елика Куня. Известно, что некоторые его потомки сегодня проживают в Дюссельдорфе (Германия), а в 2007 году Чадыр-Лунгу посетил один из его внуков.