Как менялась позиция США относительно Соглашения по иранской ядерной программе
Президент США Дональд Трамп 8 мая заявил, что Вашингтон выходит из соглашения по ядерной программе Ирана и вновь введет связанные с ней санкции. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о ядерной программе Ирана, подготовке Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) и изменении позиции США относительно этого документа.
История ядерной программы Тегерана и переговоры с посредниками
Иран начал развивать ядерную программу во время правления шаха Мохаммеда Резы Пехлеви (1941-1979). Поддержку ему оказали США в рамках инициативы администрации президента Дуайта Дэвида Эйзенхауэра «Атомы ради мира» (Atoms for Рeace), направленной на сотрудничество в области мирного использования атомной энергии.
С 1958 года Иран является членом Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), а 1 июля 1968 года подписал Договор о нераспространении ядерного оружия (ратифицирован в 1970 году). В 1974 году была создана Организация по атомной энергии Ирана. В том же году был принят план развития ядерной энергетики, который предполагал сооружение 23 ядерных реакторов общей мощностью более 20 ГВт, а также создание замкнутого ядерного топливного цикла. Строительство первых энергоблоков в стране вели французские, немецкие и американские специалисты. Организация по атомной энергии получала приоритетное государственное финансирование.
После свержения шаха и прихода к власти аятоллы Хомейни в результате Исламской революции 1979 года страну покинули иностранные специалисты, реализация ядерной программы была приостановлена. В конце 1980-х годов Иран решил возродить программу развития ядерной энергетики, использования ядерных технологий в промышленности, медицине и сельском хозяйстве. Однако Тегерану не удалось добиться возобновления сотрудничества с западными странами в этой области из-за противодействия США, отношения с которыми у Тегерана после событий 1979 года резко обострились. Единственным партнером в области мирного использования ядерной энергии стала Россия.
В период пребывания на посту президента Ирана Мохаммеда Хатами (1997-2005) был взят курс на улучшение отношений с западными странами и соседями по региону. В 2003 году Иран подписал Дополнительный протокол к Договору о нераспространении ядерного оружия. Однако этот документ, расширяющий возможности МАГАТЭ по доступу к ядерным объектам и предусматривающий проведение внезапных проверок, так и не был ратифицирован иранской стороной.
В 2004 году в Иране были обнаружены центрифуги для обогащения урана, не учтенные МАГАТЭ. Это стало поводом для западных стран обвинить иранцев в стремлении получить ядерное оружие. Начались переговоры Ирана и «евротройки» — Франции, Германии и Великобритании. Ирану предлагали отказаться от разработок ядерной программы в обмен на предоставление технической помощи на развитие мирной ядерной энергетики.
Махмуд Ахмадинежад, заняв пост президента Ирана в 2005 году твердо заявил о праве Ирана на создание полного ядерного цикла, включая процесс обогащения урана. При этом он неоднократно подчеркивал, что в соответствии с религиозными принципами «деятельность с целью производства ядерного оружия запрещена». Тем не менее иранская ядерная политика вызвала беспокойство международного сообщества, и с июня 2006 года к переговорам с Ираном к «евротройке» присоединились США, Россия и КНР. В 2006-2010 годах СБ ООН принял шесть резолюций с требованиями к Ирану прекратить деятельность по обогащению и переработке урана, из них четыре предусматривали введение и ужесточение санкций в отношении этой страны. Между тем в сентябре 2009 года высший руководитель Ирана аятолла Али Хаменеи в эфире иранского государственного телевидения заявил, что страна «в корне отвергает ядерное оружие, мы запрещаем его использование и производство».
11 февраля 2010 года Махмуд Ахмадинежад заявил, что на центрифугах в ядерном центре в Натанзе произведена первая партия обогащенного до 20% урана и что Иран имеет возможности для производства урана с более высокой степенью обогащения. В августе 2011 года специалисты МАГАТЭ на основе проведенной инспекции ядерных объектов Ирана заявили, что технологии, разрабатываемые в стране, могут быть использованы для производства ядерного оружия.
В августе 2013 года, Хасан Роухани, сменивший Махмуда Ахмадинежада на посту президента страны, взял курс на снижение напряженности вокруг ядерной программы.
Прорывом в переговорах Ирана с «шестеркой» стало подписание 24 ноября 2013 года в Женеве Совместного плана действий. В соответствии с этим соглашением Иран взял на себя обязательство прекратить обогащение урана свыше 5%, уничтожить все запасы обогащенных до 20% ядерных материалов и остановить строительство новых центров по обогащению урана. В ответ Иран получил подтвержденное международным сообществом право на обогащение урана до 5% и ослабление санкций, которые серьезно препятствовали развитию иранской экономики. Соглашение сроком на полгода вступило в силу 20 января 2014 года, впоследствии срок его действия был дважды продлен — сначала до 24 ноября 2014 года, а затем до 30 июня 2015 года.
14 июля 2015 года Иран и «шестерка» достигли соглашения об урегулировании проблемы, касающейся ядерной программы Тегерана. 18 октября 2015 года разработанный ими Совместный всеобъемлющий план действий вступил в силу. В обмен на обязательства Тегерана ограничить ядерную деятельность и поставить ее под международный контроль документ предусматривал отмену ряда санкций, наложенных на Иран.
Санкции США
Первые санкции США в отношении Ирана были введены вскоре после победы Исламской революции (1978-1979). Поводом для них стал захват американского посольства в Тегеране 4 ноября 1979 года. Тогда указом президента США Джимми Картера от 14 ноября была прекращена закупка иранской нефти, заморожены иранские вклады в американских банках и их зарубежных филиалах, запрещена продажа Ирану запчастей для военного снаряжения. После разрыва дипотношений в апреле 1980 года был введен запрет на экспорт американских товаров в Иран, включая продовольствие и медикаменты, на денежные переводы в Иран, а также на импорт иранских товаров. В последующие годы санкционный режим в отношении Ирана неоднократно корректировался — часть запретов была отменена, другая ужесточена, вводились новые ограничения.
После того как в 2006 году Тегеран вступил в переговоры с «шестеркой» посредников, американским компаниям было разрешено экспортировать в Иран продукцию сельского хозяйства и медицинские препараты и импортировать из страны черную икру, фисташковые орехи и ковры. В 2009 году к списку разрешенных к экспорту товаров добавилась издательская продукция, в 2010 году был снят запрет на продажу Ирану разработанного американскими фирмами программного обеспечения для компьютеров, в 2013 году — компьютерного оборудования. В сентябре 2013 года правительство США разрешило работать в Иране некоммерческим организациям, занимающимся устранением последствий стихийных бедствий, охраной дикой природы, защитой прав человека, а также спортивным ассоциациям.
20 января 2014 года, когда вступило в силу промежуточное соглашение о приостановке ядерной программы Ирана, США ослабили санкции в отношении экспорта иранской нефти, приостановили ограничения для иностранцев, которые «осуществляют транзакции, связанные с экспортом иранской нефтехимической продукции, занимаются в Иране торговлей золотом и драгоценными металлами, а также поставляют товары и услуги для иранского автомобильного сектора». Было временно приостановлено действие санкций в отношении Иранской государственной телерадиовещательной корпорации. Корпорациям Boeing и General Electric было разрешено поставлять в Иран запчасти и проводить ремонт авиационных двигателей.
В ноябре 2014 года было приостановлено действие санкций США в отношении третьих стран, направленных на ограничение закупки нефти и нефтепродуктов у Ирана.
16 января 2016 года Иран подтвердил выполнение обязательств по соглашению с «шестеркой» о постановке своей ядерной деятельности под контроль МАГАТЭ. В тот же день президент США Барак Обама подписал указ об отмене так называемых второстепенных санкций, касающихся иностранных фирм и зарубежных филиалов американских компаний. 7 октября 2016 года были разрешены долларовые сделки между Ираном и офшорными банковскими учреждениями, но при условии, что они не затрагивают американскую финансовую систему. Был снят запрет на международные финансовые операции с иранскими компаниями, которые могут контролироваться лицом, подпадающим под санкции. Вместе с тем в силе остались так называемые первостепенные санкции, запрещающие деловые контакты с Ираном физических и юридических лиц США. Американским гражданам по-прежнему запрещалось осуществлять финансовые транзакции или сделки с правительством Ирана и иранскими финансовыми институтами. В черном списке остались около 200 человек и компаний.
Изменение позиции США
Если при президенте Бараке Обаме (2009-2017) США принимали активное участие в подготовке соглашения с Ираном по его ядерной программе, новый американский лидер Дональд Трамп еще в ходе своей избирательной кампании обещал добиться пересмотра этого документа. Он не раз называл сделку «пагубной», утверждая, что она не предотвратила возможность создания Тегераном ядерного оружия, а лишь отсрочила ее. Трамп также неоднократно обвинял Иран в том, что тот не придерживается договоренностей. В частности, выступая с трибуны Генассамблеи ООН 19 сентября 2017 года, глава Белого дома назвал СВПД «худшей сделкой в истории США», выразив мнение, что Иран является «страной-изгоем, которая экспортирует насилие, кровопролитие и хаос». В свою очередь президент Ирана Хасан Роухани охарактеризовал речь президента США на ГА ООН как «абсурдную и злобную» и «полную необоснованных обвинений». Он выразил уверенность, что, нарушая международные соглашения, в том числе сделку по иранскому атому, администрация Трампа подрывает лишь доверие к себе. Роухани исключил возможность внесения каких-либо доработок в СВПД, напомнив, что на выработку сделки по атому «ушли многие годы». Также он подчеркнул, что возвращаться к этой работе нецелесообразно в условиях, когда «Америка ищет повод» для выхода из договоренности.
В апреле 2017 года администрация США объявила о начале процесса полного пересмотра политики страны в отношении Ирана. 13 октября 2017 года Дональд Трамп заявил, что США будут готовы в любой момент выйти из соглашения, если эту договоренность не удастся скорректировать. По мнению Трампа, в документе плохо проработаны сроки действия антииранских санкций, меры контроля за действиями Тегерана и практически игнорируются ракетные программы. Кроме того, президент заявил, что не может подтвердить Конгрессу выполнение Ираном положений СВПД (каждые 90 дней президент США должен предоставлять Конгрессу отчет о выполнении Ираном условий соглашения; Трамп подтверждал соблюдение СВПД в апреле и июле 2017 года). В тот же день минфин США ввел санкции против трех иранских организаций, а также внесло Корпус «стражей исламской революции» в список организаций, «поддерживающих терроризм».
12 января 2018 года Трамп заявил, что США прекратят участие в соглашении, если в него не будут внесены изменения, выработанные во время переговоров с европейскими странами. 2 февраля 2018 года в ответ на испытательный пуск Ираном ракеты средней дальности Трамп написал в Twitter: «Он [Иран] должен быть благодарен за те ужасные условия ядерной сделки (Соглашения по иранской ядерной программе 2015 года — прим. ТАСС-ДОСЬЕ), на которые пошли США. Иран был на последнем издыхании и готов к краху до того, как США протянули ему руку помощи в виде иранской сделки, которая принесла стране $150 млрд». В конце апреля представитель американской администрации заявил, что США, Франция, Германия и Великобритания добились прогресса на переговорах по внесению корректировок в соглашение о ядерной программе Ирана, но окончательного решения пока не найдено.
Между тем, комментируя возможный выход США из СВПД, представитель внешнеполитической службы ЕС Майя Косьянчич 7 мая заявила, что позиция Евросоюза по сделке по иранскому атому не изменится, сообщество выступает за полную реализацию соглашения. Косьянчич подчеркнула, что соглашение действует и дает результаты, что неоднократно подтверждалось МАГАТЭ. В конце апреля по итогам переговоров с главой МИД КНР Ван И министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что Россия и Китай будут препятствовать подрыву СВПД: «Мы против пересмотра этих договоренностей, считаем очень контрпродуктивным пытаться свести на нет многолетние международные усилия, которые предпринимались в рамках переговоров «шестерка плюс Иран». Будем препятствовать тому, чтобы эти договоренности, закрепленные в резолюции Совета Безопасности ООН, были подорваны».
Подробнее на ТАСС: