Анджелина Джоли рассказала о сексуальных домогательствах продюсера Вайнштейна
Американские актрисы Анджелина Джоли и Гвинет Пэлтроу рассказали о том, как к ним приставал продюсер Харви Вайнштейн. Их признания опубликовала The New York Times во вторник, 10 октября.
«У меня был плохой опыт с Харви Вайнштейном в молодости. В результате я решила никогда больше с ним не работать и предостерегала тех, кто собирался с ним сотрудничать», — поведала Джоли.
По ее словам, такое поведение по отношению к женщинам недопустимо в любой сфере и любой стране.
Пэлтроу добавила, что работала с Вайнштейном, когда ей было 22 года. Он взял ее на главную роль в фильме «Эмма». Перед началом съемок он пригласил ее в свой номер в отеле. Там он начал ее трогать и предложил пройти в спальню для массажа. Актриса утверждает, что от предложения отказалась, после чего он угрожал ей, чтобы она никому не рассказывала о происшествии.
«Я была ребенком, меня наняли, я была в ужасе», — заявила она.
В понедельник стало известно, что продюсерская компания The Weinstein Co уволила сопредседателя Вайнштейна после того, как его обвинили в сексуальных домогательствах.
Накануне New York Times писала, что он заключил восемь мировых соглашений с женщинами, которые обвиняли его в нежелательных физических контактах и сексуальных домогательствах на протяжении трех десятилетий.
Легендарный продюсер десятилетиями приставал к актрисам, журналисткам и коллегам, а теперь оказался уволен из собственной компании после того, как домогательства стали достоянием общественности.
«Мне некого бояться в шоу-бизнесе. Я отказывалась от секса с Харви Вайнштейном не менее чем три раза… Из пяти», — шутила одна из героинь сериала «Студия 30» еще в 2012 году. В 2015-м в нью-йоркский офис The Weinstein Company приезжал наряд полиции — итальянская актриса и модель Амбра Баттилана, прибывшая на деловую встречу, набрала 911, когда продюсер собственноручно проверил, настоящая ли у нее грудь, а затем полез под юбку.
Стоило The New York Times собрать в отдельное расследование несколько таких случаев поведения Харви Вайнштейна — в том числе с актрисами Эшли Джадд и Роуз МакГоуэн, — как тут же заговорили и другие женщины. Самый медийный босс Голливуда предпочитал проводить собеседования в номерах отелей, выходил к девушкам в халате и нагишом, мог заняться мастурбацией на глазах у журналистки или заставить актрису проходить кастинг в ночнушке. Похоже, сотни женщин за последние 30 лет слышали от Вайнштейна просьбу сделать ему массаж — в идеале, принимая вместе душ.
Как бы ни высказывали сейчас отвращение вообще-то слишком немногие представители киноиндустрии, удивлять в этой истории тех, кто следил за Голливудом эти 30 лет — кроме, пожалуй, любви Харви к тому, чтобы ему терли спинку, — может только одно: почему всеобщий гнев обрушился на Вайнштейна только сейчас и почему именно эти обвинения, похоже, все-таки убьют его непотопляемую карьеру?
О том, что продюсер — типичный сексуальный хищник, в Голливуде знал более-менее каждый: так, актриса Джессика Честейн написала в Twitter, что о повадках Вайнштейна ее предупредили еще в начале карьеры. Та же Эшли Джадд рассказывала Variety о случившемся в середине 1990-х бегстве из номера Харви (тот настаивал на массаже и душе) еще несколько лет назад — когда собиралась избираться в сенат штата Кентукки и выпустила автобиографию, включавшую историю пережитого еще в детстве сексуального насилия.
Более того, сексуальные домогательства никогда не были единственным грехом Харви. О том, что тот вместе с братом Бобом нечисты на руку, еще в начале 1970-х шутили участники Grateful Dead. Карьера Вайнштейнов в шоу-бизнесе началась, по большому счету, как раз с появления культовой группы в Баффало — и сумма сборов за билеты была явно занижена. Этот паттерн Харви повторял много раз — и в быстро раскрутившемся музыкальном агентстве братьев, и затем в названной по именам их родителей Макса и Мириам кинокомпании Miramax (особенно, когда она стала дочерним подразделением Disney), а потом и в новой студии The Weinstein Company, созданной после громкого конфликта с главой Disney Майклом Айснером на деньги частных инвесторов и венчурного капитала.
Продюсеры и продакшен-студии недосчитывались своих долей, суммы сборов, гонораров и бюджетов нагло перевирались и фальсифицировались, представительские расходы занижались — и только суммы в соглашениях о неразглашении для самых несговорчивых жертв домогательств Вайнштейна, судя по материалу The New York Times, оставались стабильны: от 80 тысяч до 150 тысяч долларов (актриса Роуз МакГоуэн получила 100 тысяч).
Методы ведения бизнеса Вайнштейном были такими грязными, что в документальном фильме «Неавторизованная биография Харви Вайнштейна» его даже сравнивают с Майклом Корлеоне — правда, добавляя, что есть в нем и что-то от Орсона Уэллса. Последний над таким сравнением, надо думать, горько бы ухмыльнулся: в отличие от незаметных директоров и корпоративных структур, прибравших к рукам крупнейшие киностудии в 1990-х и нулевых, Харви явно брал пример с не знавших управы магнатов времен золотого века Голливуда: такие в свое время не только без тени стыда спали со звездами, но и сгубили много режиссерских карьер, вытеснив, среди прочего, в Европу и самого Орсона Уэллса.
Впрочем, все это 30 лет сходило Вайнштейну с рук. Когда Miramax оказалась на грани банкротства, подоспело соглашение с Disney. Когда корпорации надоело иметь дело со скандалами, махинациями и непокорностью Харви и она уволила их с Бобом из созданной ими компании, тут же обнаружились инвесторы, готовые вложиться в новый вайнштейновский стартап, в том числе Goldman Sachs за три года до кризиса 2008-го.
С Вайнштейном продолжали сотрудничать из фильма в фильм люди уровня Квентина Тарантино, Дэвида О. Рассела, Кевина Смита — и ему были рады как в фешен-индустрии (Вайнштейн запустил на ТВ «Проект Подиум»), так и в политике (он был одним из самых заметных спонсоров избирательных кампаний Хиллари Клинтон). Его фильмы продолжали выдвигаться на «Оскар», а он сам — приезжать в Парк-Сити на «Сандэнс» и в Канны, где, к слову, даже заезжие шейхи и олигархи уступали ему в величавости и размахе выходов в свет.
Ответ на вопрос «почему?» простой. На грехи Вайнштейна вся киноиндустрия закрывала глаза, пока он действительно генерировал для нее стабильный поток капитала. Кого в конце 1980-х волновали постоянные скандалы и женские слезы в офисе Miramax, когда Харви показывал всей индустрии, что можно зарабатывать и на независимом или иностранном кино, сделав хитами проката инди-фильмы «Секс, ложь и видео», «Новый кинотеатр «Парадизо»» и «Повар, вор, его жена и ее любовник»? Или то, что в 1990-х он взвинтил цены на американское независимое кино, сгубив немало конкурентов и режиссеров? Тогда же он открыл миру Квентина Тарантино и продемонстрировал, каким бесплатным маркетинговым инструментом может служить «Оскар» — именно его масштабные кампании принесли ворох статуэток «Английскому пациенту» и «Влюбленному Шекспиру».
Disney терпела Вайнштейнов, пока они приносили ей сотни миллионов франшизами «Крик», «Очень страшное кино» и «Дети шпионов». И уволила их только после провального для братьев 2005-го («Братья Гримм», «Приключения Шаркбоя и Лавы»). Убытки The Weinstein Company не казались такими возмутительными, когда «Король говорит!» и «Артист» получали «Оскар» как лучшие фильмы года.