«Новая страница отношений»: основные заявления Игоря Додона в Москве
Президент Молдавии Игорь Додон по приглашению президента РФ Владимира Путина прибыл в Москву с официальным визитом. Это первая зарубежная поездка молдавского президента после вступления в должность 23 декабря 2016 года.
В отношениях Молдавии и России начинается новый период, Кишинев надеется на восстановление стратегического партнерства по основным направлениям, заявил Додон на встрече с российским лидером. В центре внимания в ходе переговоров оказались вопросы торговли, проблемы молдавских трудовых мигрантов и Приднестровье.
Основные заявления молдавского лидера по итогам переговоров с российским президентом — в материале ТАСС.
- «Я хочу, чтобы граждане РФ четко понимали и были уверены, что большинство граждан Республики Молдова вне зависимости от деклараций некоторых политиков хотят дружить с РФ. Мы настроены на стратегическое партнерство с Россией. И я уверен, что с сегодняшнего дня мы откроем новую страницу наших двусторонних отношений».
- «Граждане Республики Молдова в прошлом году отдали голос за те ценности, которые президент Молдовы будет продвигать, — это сохранение государственности, нейтралитета республики, реинтеграция страны в решении приднестровской проблемы, это сохранение наших православных ценностей. Все эти три направления, принципиальных момента, невозможно отстаивать и решать без стратегического партнерства с РФ».
- «Молдавия — маленькая страна, и эти перекосы во внешней политике в течение последних 25 лет независимости создавали те проблемы, с которыми мы сталкиваемся сейчас. Последние семь лет у нас был перекос в сторону европейской интеграции. Мы не против Европейского союза, это наши соседи, у нас общие традиции, но не надо строить отношения с Евросоюзом на антироссийской риторике, не надо дружить с Западом против Востока, так же как и нельзя дружить с Востоком против Запада».
- «Мы не намерены приостанавливать полностью и категорически отношения с ЕС, это нереально. У нас есть нормальные двусторонние отношения по многим секторам. Но мы намерены возобновить стратегическое партнерство с Российской Федерацией».
- «Приднестровье — это часть Республики Молдова».
- «Мы выучили уроки и ошибки начала 2000-х в решении приднестровской проблемы. Я уверен, что эти ошибки мы больше повторять не будем и будем двигаться вперед».
- «Приднестровская проблематика будет одной из основных в моей повестке дня в качестве президента. Конечно, есть наше видение. В свое время, три года назад, я разрабатывал концепцию федерализации Молдовы, где для Приднестровья полагался статус субъекта федерации. Сейчас надо садиться за стол переговоров и находить общий язык, я думаю, мы его найдем».
- «Конечно, у нас разное видение — руководителей из Кишинева и Тирасполя — насчет нашего совместного политического урегулирования. Но даже если у нас разные позиции, то это не означает, что мы не должны садиться за стол переговоров и пытаться найти решение по тем проблемам, с которыми сталкиваются жители по обоим берегам Днестра».
- «Я категорически против запрета ретрансляции любых СМИ, в том числе российского канала «Россия 24″. Нельзя запрещать смотреть гражданам то, что они хотят смотреть».
- «Искусственно запрещать и выводить за сетку вещания любые каналы — это как минимум не по-европейски».
- «Мы найдем решение, чтобы восстановить трансляцию телеканала «Россия 24».
- «Я свою позицию (по Крыму. — Прим. ТАСС) не менял, не меняю и не буду менять. Но надо понимать, что нам надо выстраивать с Украиной дружеские отношения. И делать какие-то официальные признания каких-то вещей… Я думаю, что в Молдове сейчас никто на этот риск не пойдет».
- «В ближайшем будущем, на каком-то этапе российско-украинские отношения — дружественные, хорошие, братские — возобновятся. Это будет хорошо для всех».
- «Очень интересно: они поторопились открыть этот офис (НАТО в Кишиневе. — Прим. ТАСС) до того, как я вступил в должность, понимая, что я это буду блокировать. Считаю, что это ошибка, Молдова — нейтральное государство».
- «Собираюсь этот вопрос обсудить в начале февраля, планирую в первой декаде февраля быть в Брюсселе с официальным визитом, наверняка у нас там будет встреча и с представителями руководства НАТО. У меня простой вопрос: если вы уважаете нейтралитет нашей страны, зачем офис НАТО? Мы же не открываем и не просим РФ открыть офис ОДКБ в Кишиневе».
- «Не исключаю, что мы выйдем с инициативой, с предложением к руководству НАТО, чтобы мы подписали соглашение, в котором они признают нейтралитет нашей страны. Думаю, что это важно и для них, не только для нас, чтобы исчезли любые вопросы».
- «Мы понимаем, что решить все проблемы в нашей двусторонней торговле при сохранении соглашения о свободной торговле с другими странами, включая ЕС, будет сложнее, но мы договорились, что будем двигаться в этом направлении. Что касается полного восстановления экономического сотрудничества, конечно, мы бы хотели это сделать сегодня и сейчас, но мы понимаем, что Москва не сразу строилась и то, что было разрушено годами, решить все в один день невозможно».
- «На данном этапе на российский рынок уже поставляют свою продукцию предприятия из Приднестровья, из Гагаузии, десятки предприятий из остальной части Молдовы. Я надеюсь, что в ближайшие недели этот список будет расширен, для того чтобы наши товаропроизводители вернулись на российский рынок».
- «Я считаю, что это соглашение (об ассоциации с ЕС. — Прим. ТАСС) для Молдовы никаких плюсов не дало. Мы потеряли российский рынок, и, как это ни странно, наши объемы экспорта в европейские страны тоже упали. Мы ничего не получили от подписания этого соглашения, и я не исключаю, что после следующих парламентских выборов будет позиция парламентского большинства, которую я поддержу, и это соглашение будет аннулировано. В феврале я буду в Брюсселе, будем об этом говорить с нашими партнерами из ЕС, будем приводить цифры: прошло два года, результатов ни в экономике, ни в других сферах пока что нет, давайте решать, что делать дальше».
- «Я выступил с инициативой о подписании рамочного меморандума о сотрудничестве с ЕврАзЭС. Мы договорились, что в ближайшие недели мы начнем консультации, чтобы в ближайшие месяцы такой меморандум подписать… Я попросил Владимира Владимировича рассмотреть возможность, чтобы Молдова стала наблюдателем в Евразийской экономической комиссии, в ЕврАзЭС».
- «На сегодняшний день, по официальной информации, в России работает около 500 тысяч граждан Молдавии. Из этих 500 около 250 тысяч имеют нарушения разного рода и могут быть депортированы из России. Данные граждане не могут выезжать домой, потому что им поставят запрет (на въезд в Россию. — Прим. ТАСС). Кроме того, есть еще 50 тысяч граждан в Молдавии, которые уже получили запрет».
- «Принципиально была достигнута договоренность, что по тем гражданам, которые находятся в Молдавии, и у них нет серьезных нарушений (если только миграционные), надеюсь, в ближайшее время, недели, будет принято решение, чтобы они смогли свободно приехать в Россию».
- «Вы знаете, соседей не выбирают. У Молдавии и Румынии есть много хороших проектов, и я собираюсь с Румынией дружить».
- «У Кишинева и Бухареста есть только одна проблема — это проблема попытки объединения Молдовы и Румынии. Когда Румыния на политическом уровне говорит о том, что надо ликвидировать молдавскую государственность, мы будем давать по рукам».
- «Я надеюсь, что третий мой официальный визит (первый был в Москву, второй — в Брюссель) будет либо в Бухарест, либо в Киев. Я готов поехать и обсуждать все сложные вопросы».
Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3947381