КультураЭто интересно!

Александр Горчаков дважды посещал Кишинев: к 225-летию со дня рождения

После окончания Императорского Царскосельского лицея Александр Горчаков и Александр Пушкин были приняты на службу в Коллегию иностранных дел России. Горчаков сразу стал титулярным советником, быстро осваивал профессию дипломата. Пушкин был только коллежским секретарем, всего себя отдавал исключительно поэзии. Уже весной 1820 года поэт был выслан из Петербурга за вольнолюбивые стихи на юг – переводчиком сверхштатно к новому наместнику Бессарабской области генералу И. Н. Инзову.

Лето поэт провел в отпуске с семейством генерала Н. Н. Раевского-старшего, неспешно путешествую по Северному Кавказу и Крыму. К осени он направился к Инзову в Кишинев.

Тем временем, Горчаков уже побывал в Бессарабии. Из воспоминаний подполковника И. П. Липранди следует, что до приезда опального Пушкина в Кишинев, в 1820 году  камер-юнкер Коллегии иностранных дел России Александр Горчаков сам приезжал сюда на несколько дней к своей сестре – Елене Михайловне. «Дня через три после приезда Пушкина, я обедал у князя; зашла речь о приехавшем поэте. Князь просил меня ввести его в дом, а княгиня присовокупила, что брат её тоже лицеист и недавно приезжал к ним на несколько дней».

Разговор этот состоялся 24 сентября 1820 года в доме князя Г. М. Кантакузина. Следовательно, Александр Горчаков приезжал в августе-начале сентября. Князь с семьей  лето проводил в Маркауцах, в Хотине, где имел поместья. В Кишинев возвращался к зиме – в дом своей матери, которая проживала постоянно в Яссах. Это был добротный деревянный дом с флигелями. Неподалеку – один из лучших каменных домов в городе. В нем пребывала семья его брата – князя А. М. Кантакузина, женатого на Елене Михайловне (ур. Дороган) – даме гостеприимной, умной и хлебосольной.  Так что в те несколько дней в Кишиневе молодого дипломата радушно принимали в обоих домах.

А уже в октябре-декабре Горчаков со статс-секретарем Нессельроде находился в Троппау – на очередном конгрессе Священного Союза. Конгресс открылся 11 октября. С весны 1821 года – кавалер ордена святого Владимира 4 степени.

В апреле 1877 года,  будучи госканцлером России, Горчаков посетил Бессарабию во второй раз. Хорошо известно, что 7 апреля 1877 года  «Государь Император выехал из Петербурга, по Варшавской железной дороге, в сопровождении: Наследника Цесаревича и великих князей: Николая Николаевича Младшего и Сергия Максимилиановича Лейхтенбергского. В царском поезде находились также: министр императорского двора граф A. В. Адлерберг, военный министр генерал-адъютант Д. А. Милютин, государственный канцлер князь Горчаков, князь италийский граф A. А. Суворов-Рымникский, шеф жандармов генерал-адъютант H. В. Мезенцов, комендант императорской главной квартиры генерал-адъютант A. М. Рылеев, управляющий делами императорской главной квартиры свиты Его Величества генерал-майор H.В. Воейков, делопроизводитель военно-походной Его Величества канцелярии свиты Его Величества генерал-майор A. М. Салтыков, начальник военно-походных императорских дворцовых телеграфов генерал-майор В. А. Щолков, состоявший при военно-походной Его Величества канцелярии подполковник H. А. Фуллон, флигель-адъютант полковник князь Долгоруков, состоящие при Наследнике Цесаревиче: генерал-адъютант Стюрлер и адъютант капитан граф Олсуфьев, генерал-адъютант императора германского Вердер, флигель-адъютант императора австрийского барон Бехтольсгейм, действительный тайный советник барон Жомини, статс-секретарь, заведующий дипломатической перепиской А. Ф. Гамбургер, лейб-медик Его Величества С. П. Боткин, хирург Кавалевский».

11 апреля император Александр II со свитой прибыл в Унгены. «Кишинев, 12 апреля. Его Величество Государь Император, вчера в 5 часов пополудни, изволил прибыть на станцию Унгены, где был встречен митрополитом молдавским в полном облачении, в сопровождении румынского духовенства, а также депутациею ясских граждан, с ясским префектом во главе…

Смотр 6-го саперного и 3-го железнодорожного батальонов, 12-й пехотной и 8-й кавалерийской дивизий, с их артиллерией, состоялся в начале 6-го часа на пограничном поле близ реки Прута. Несмотря на самую неблагоприятную погоду, войска представились в блистательном порядке. Смысл напутственных слов Государя Императора был таков же, как и на предшествовавших смотрах. Восторг войск беспределен, неудержим; народ русский и румынский, пришедший из-за Прута, приветствовал Его Величество с громким восторгом. По окончании смотра коляску Государя Императора сопровождала громадная толпа конных офицеров всех родов оружия, при несмолкаемых кликах войска и народа. Выходя из экипажа на станции, Государь, в последний раз обратясь к офицерам, сказал: “Храни вас Бог! Поддержите честь русского оружия”.

В начале двенадцатого часа Его Величество прибыл в Кишинев и был встречен на станции городскою депутациею с хлебом-солью. Пребывание Государя Императора в губернаторском доме. Город иллюминован. Общий восторг народа».

12 апреля, в присутствии императора Александра II, на Скаковом поле прошел смотр войск, которые прямо отсюда прошли (проследовали на поездах) до этого моста и пересекли границу с дружественной тогда Румынией.Александр ГорчаковАлександр Михайлович Горчаков (4/15.VI.1798, Гапсаль, Эстлянская губерния-27.II./11.III.1883, Баден-Баден), светлейший князь, глава русского внешнеполитического ведомства при Александре II, последний канцлер Российской империи. Лицейский товарищ А. С. Пушкина. Поэт посвятил свои стихи ему и его сестре Елене Михайловне Кантакузиной (1794-1855), семью которой посещал в Кишиневе во время Южной ссылки. Из княжеского рода Горчаковых, сын генерал-майора князя Михаила Алексеевича Горчакова и баронессы Елены Доротеи Ферзен – вдовы барона Иоганна-Густава фон дер Остен-Сакена (1727-1793), саксонского посланника в Петербурге. У матери от первого брака был душевнобольной сын Карл, впоследствии женатый на Александре Ильиничне Остен-Сакен – тетке Льва Толстого.

Воспитывался вместе с Пушкиным в Царскосельском лицее. О нем поэт писал: «Питомец мод, большого света друг, обычаев блестящий наблюдатель». Запечатлен в рукописях Пушкина на листе стихотворения «Наполеон» (1821), стихотворения «Андрей Шенье» (1826) – в очках, с умным, уверенным взором. Отличался качествами, которые считались необходимыми для дипломата. Кроме светских талантов и салонного остроумия, обладал значительным литературным образованием, которое отразилось позднее в его красноречивых дипломатических нотах. Обстоятельства сложились так, что ему рано пришлось изучить  все закулисные пружины международной политики в Европе. В 1820-1822 – когда Пушкин пребывал в ссылке в Кишиневе, он уже состоял при графе Нессельроде на конгрессах в Троппау, Любляне и Вероне. В начале 1825 – писал из Парижа  к своему дяде А. Н. Пещурову в связи с очередной ссылкой поэта: «Считаю своим долгом принести Вам свою благодарность за те заботы, которые Вы на себя взяли по этому щекотливому делу… Несмотря на противоположность наших убеждений, я не могу не испытывать к Пушкину большой симпатии». Последняя их встреча состоялась в августе 1825 года у Пещуровых, в деревне Лямоново (69 верст от Михайловского. Опальный Пушкин читал отрывки из «Бориса Годунова». К связанным с Горчаковым стихотворениям «Пирующие студенты», «Пускай, не знаясь с Аполлоном» (1814), «Встречаюсь я с осмьнадцатой весной»(1817), «Питомец мод, большого света друг» (1819) следует добавить и «19 октября», написанное в 1825 году.

Между тем, в 1822-1827 – Горчаков был первым секретарем посольства в Лондоне, потом – в Риме. С 1828 – в Берлине, советник посольства, во Флоренции – поверенный в делах. С 1833  – советник посольства в Вене. После отставки по семейным обстоятельствам – возвращается на службу, и в 1841-1853 – находится в Штутгарте для устройства брака великой княжны Ольги Николаевны с наследным принцем Карлом Фридрихом Вюртембергским. В те годы во Франкфурте-на Майне он познакомился с прусским представителем в восстановленном Союзном сейме Отто фон Бисмарком, который был сторонником тесного союза с Россией. Это определило действия Горчакова на долгий период.  В ходе дипломатической кампании против Турции он укреплял дружбу России с Пруссией, опасаясь тяжелых для нее осложнений. В 1854 – его вновь перевели в Вену, где через год он стал полноправным посланником при австрийском дворе. Положение было сложным. «Неблагодарная» Австрия пошла на сближение с Францией и Англией против России. Только после смерти Николая I  Горчакову удалось повлиять на Австрию в ходе конференции представителей великих держав, и она объявила себя нейтральной. Однако после падения Севастополя все изменилось, пришлось принять ультимативные предложения Вены. 18 марта 1856 –подписан Парижский трактат, которым закончилась эпоха активного участия России в западноевропейских политических делах. Граф Нессельроде ушел в отставку. В апреле 1856 – князь Горчаков был назначен министром иностранных дел. Все последующие годы он преследовал цель наказать Австрию за ее поведение в 1854-1855 годах и добиться денонсирования Парижского трактата. Его фраза в переводе с французского  «Россия сосредотачивается» имела успех в Европе.

В апреле 1859 – в Петербург прибыл прусским посланником Отто фон Бисмарк, и солидарность двух дипломатов относительно Австрии стала оказывать влияние на ход событий в Европе. При содействии Горчакова Пруссия разбила Наполеона III и вскоре достигла заветной цели – она заявила о себе как новая могущественная держава в Европе. России досталось немногое, но она уничтожила 2-ю статью Парижского трактата и получила право держать военный флот на Черном море с октября 1870 года, что закрепила Лондонская конвенция.  17 марта 1871 – князю Горчакову был пожалован титул светлости. Между тем, Бисмарк перерос Горчакова и не нуждался больше в нем. Он устроил вхождение России в тройственный союз (Германия, Австрия, Россия), связав ее действия. И после войны с Турцией тройственный союз при помощи Англии диктовал России те условия мира, которые были выгодны австрийскому кабинету. Это и подтвердил Сан-Стефанский мирный договор 19 февраля 1878 года, вызвавший недовольство всех балканских стран. 1 июня-1 июля 1878 – Горчаков особо заботился на Берлинском конгрессе, чтобы часть Бессарабии, отнятая у России по Парижскому трактату, теперь была ей возвращена (взамен Румыния получила Добруджу).  После этого вся печать России обрушилась на Германию и ее канцлера как на главного виновника неудач России. В сентябре 1879 – Бисмарк заключил в Вене специальный оборонительный союз против России. Горчаков отошел от дел, оставаясь почетным канцлером. С марта 1882 – министром стал Н. К. Гирс. Горчаков был также кавалером орденов св. Анны, св. Александра Невского, св. Андрея Первозванного, ряда иностранных наград.

По мнению профессора В. Михайлова, суть «горчаковской» дипломатии в том, что без единого выстрела, играя на нюансах европейской дипломатии, он обеспечил вхождение России в ряд ведущих европейских держав.

В 1880 – из лицейских товарищей Пушкина в живых оставались только он и С. Д. Комовский. Горчаков дал интервью журналистам, пушкинистам, но сам не смог приехать на торжества по случаю открытия в Москве памятника А. С. Пушкину. В 1883 – скончался в Баден-Бадене и похоронен в фамильном склепе на кладбище Сергиевой Приморской пустыни. В его бумагах была найдена неизвестная лицейская поэма Пушкина «Монах». Ему было 40 лет, а М. А. Мусиной-Пушкиной (ур. Урусовой) 37 лет, когда они поженились 17 июля 1838 года. К этому времени дочь А. М. Урусова, племянница Д. П. Татищева, уже стала вдовой И. А. Мусина-Пушкина. Когда-то она была московской красавицей, ею был увлечен А. С. Пушкин. Падчерица, да 4 пасынка, да сыновья Михаил и Константин заставили Горчакова на время уйти в отставку. Тут была и политическая сторона: о нерасположении Татищева к браку хорошо знал тогдашний всесильный австрийский политик, знаменитый князь Меттерних. Он ненавидел неуступчивого князя Горчакова, и ему удалось добиться того, что, женившись, князь вынужден был уйти в отставку и уехать из Вены. Сын Горчакова – Константин (1841-1926) был киевским вице-губернатором, шталмейстером, после революции 1917 – жил в эмиграции в Париже, где и скончался. В 1868 – он стал мужем Марии Михайловны Стурдза (1849-1905), дочери князя М. Г. Стурдзы (1794, Яссы-1884, Париж), господаря Молдовы в 1834-1849 годах.  Ее отец приходился двоюродным братом Александру Скарлатовичу Стурдзе и Роксандре Скарлатовне Эдлинг (ур. Стурдза) (1786-1844) – любимой фрейлине императрицы Елизаветы Алексеевны, ближайшей подруге и возлюбленной графа Каподистрии, светской львице одесского и кишиневского общества, чей образ запечатлен в кишиневских черновиках опального Пушкина.

В 1817 году Пушкин пророчески писал в послании «Князю А. М. Горчакову»:

Встречаюсь я с осьмнадцатой весной.
В последний раз, быть может, я с тобой,
Задумчиво внимая шум дубравный,
Над озером иду рука с рукой.
Где вы, лета беспечности недавней?
С надеждами во цвете юных лет,
Мой милый друг, мы входим в новый свет;
Но там удел назначен нам не равный,
И розно наш оставим в жизни след.
Тебе рукой Фортуны своенравной
Указан путь и счастливый, и славный, –
Моя стезя печальна и темна…

В 1825 году поэт подтвердил свое пророчество в стихотворении «19 октября».

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе – фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Все тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.

И Горчаков имел право в старости заявить: «Славного лицеиста, нашего поэта Пушкина я весьма любил и был взаимно им любим».

Виктор Кушниренко, пушкинист

You may also like

0 %