АналитикаМнениеПолитика

Как события в Казахстане отзовутся на Днестре?

Андрей Сафонов, «Новости Приднестровья»

События последних дней в мире, и в частности мятеж в Казахстане и переговоры между Россией и США, диалог между Москвой и НАТО, напрямую ставят вопрос: как будут развиваться события на Днестре?

Вопрос не праздный, потому что вот уже несколько месяцев, после визита министра обороны США генерала Ллойда Остина в Грузию, Украину и Румынию, всем очевидно: американцы создают против России новый фронт – Черноморский.

То, что в числе возможных его участников формально не упоминается Молдавия, никого не может обмануть. Несколько дней назад генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг четко заявил: НАТО будет вести переговоры с Россией, консультируясь с Украиной, Грузией и Молдавией.

Это значит, что альянс допускает прием в свои ряды упомянутых стран. На этом фоне появляющиеся высказывания кишиневских политиков о нейтральном статусе Молдавии звучат формально и неубедительно. Запад бескомпромиссно подгребает Кишинев под себя.

Впрочем, последние кровавые события в Казахстане могут подстегнуть одни действия различных государств и политических сил и, напротив, затормозить другие. Как-никак оторвать Казахстан от стран ОДКБ не получилось.

Практически все руководители стран ОДКБ высказали общую точку зрения, которая сводится к следующему: Казахстан столкнулся с внешней агрессией, с нападением террористов. К этому добавляется внутренний заговор, который базируется на клановой системе Казахстана.

Не будем анализировать детально взаимоотношения между казахскими Жузами, лавирование ряда деятелей Казахстана между Россией, Китаем и тамошними националистами. Нас интересует факт: за несколько дней перед действительно судьбоносными переговорами между Россией и США вспыхнуло пламя мятежа, который угрожал отрывом Казахстана от стран ОДКБ и от евразийского проекта в целом. Даже если изначально механизм возникновения путча был другим.

Быстрое подавление путча и стремительное решение о вводе войск ОДКБ в Казахстан, а потом столь же мгновенное решение о выводе солдат союзных Казахстану армий и возвращении их домой – все это нарушило планы западников воспользоваться ситуацией и взять одну из самых больших стран СНГ под контроль.

О реальности этих планов, весьма запоздавших, говорит следующее.

Госсекретарь США Энтони Блинкен выдвинул требование: «У нас есть реальные вопросы, почему они (власти Казахстана. – А.С.) оказались вынуждены обратиться в эту организацию, в которой главенствует Россия. Мы просим разъяснений по этому поводу». Но это совершенно не касается Вашингтона, ибо между странами ОДКБ есть соответствующее соглашение. Выходит, госсекретарь Блинкен, как принято говорить у китайцев, потерял лицо. А это – признак растерянности.

Верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет потребовала, как сообщают СМИ, освобождения задержанных и арестованных мятежников. Протестующими называть их смешно, так как отрезание голов полицейским и стрельба на улицах из захваченного оружия в арсенал мирных протестов никак не вписываются. Точно такие же требования, кстати, раздавались в 2020 году в адрес властей Белоруссии, так же не смогли их свергнуть. Удача в Казахстане должна была стать реваншем за Белоруссию, но не получилось.

Представитель Белого дома Карин Жан-Пьер заявила, что приказ президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева о стрельбе без предупреждения по террористам якобы беспокоит международное сообщество, и призвала правительственные силы Казахстана проявлять «сдержанность» при восстановлении стабильности. «Этот приказ вызывает обеспокоенность, и мир будет следить за нарушениями прав человека», – сказала Жан-Пьер, добавив, что у США также есть вопросы о «российском присутствии и его необходимости». О секретных тюрьмах ЦРУ, о пытках в Гуантанамо и Абу-Грейбе, о репрессиях против действительно протестовавших в прошлом году у вашингтонского Капитолия, где даже убили женщину – ветерана Вооруженных сил США Эшли Бэббит, она, разумеется, умолчала…

Но ясно одно: разгром мятежа в Казахстане и сохранение этой страны в ОДКБ и евразийском проекте не исключает контрударов по России и ее союзникам в других регионах мира.

На постсоветском пространстве теперь нужно внимательно следить за ситуацией на Днестре.

В 2021 году западники и Бухарест руками Кишинева и его немногочисленной «пятой колонны» в (непризнанной — GN) ПМР пытались сорвать и дискредитировать президентские выборы в этой пока непризнанной, но союзной России республике. Из этого, как известно, ничего не вышло, но проявилась одна в высшей степени важная деталь. Приднестровская оппозиция в значительной мере открыто перешла на сторону Кишинева и Запада. Это проявилось вот в чем. Наиболее радикальные оппозиционеры обратились в СМИ к президенту Республики Молдова Майе Санду, представляющей прозападные и прорумынские силы, с призывами не пропускать на выборы в ПМР российских наблюдателей, а также предпринять санкции против приднестровских властей. В социальных сетях 12 декабря, в день выборов президента ПМР, оппозиция призвала людей выйти на улицу «в знак протеста» против «режима». И это тоже – классический «оранжевый» сценарий, который провалился. После выборов, видя крах всего замысла, приднестровские протестанты начали усиленно заявлять, что из независимости Приднестровья ничего не вышло, что нужно переориентироваться с России на Запад, а пока что – пойти под власть официального Кишинева.

Кишинев, в свою очередь, объявил, что не собирается вести переговоры с ПМР на высшем уровне, потребовал не присылать письма с официальной приднестровской символикой, а также провозгласил, что отныне диалог между двумя берегами Днестра возможен только через молдавское Бюро по реинтеграции. Руководитель которого, к слову, так и не назначен.

Ранее в Европе должен был состояться очередной раунд переговоров по урегулированию молдавско-приднестровского конфликта в формате «5+2». В нем собраны международно признанные участники конфликта – Молдова и Приднестровье; страны-гаранты и они же посредники – Россия и Украина; посредник в лице ОБСЕ и наблюдатели – США и Евросоюз. По требованию Кишинева эта встреча отложена на неопределенный срок.

А это уже – откровенный срыв властями Молдавии переговоров.

Но все это было до событий в Казахстане. А что теперь? Не забудем, что во второй половине минувшего года в Молдавию двумя бортами ВВС США было доставлено американское оружие, которое может быть использовано только против Приднестровья. Иных противников у Кишинева нет.

Вопрос вопросов: решат ли молдавские западники вкупе с Бухарестом развязать на Днестре новый конфликт, предпочтут ли давление на ПМР всеми мыслимыми методами или сделают ставку на новый «цветной» сценарий внутри самого Приднестровья?

С одной стороны, президент РМ Майя Санду 11 января еще раз заявила в беседе с главой миссии ОБСЕ Клаусом Нойкирхом о том, что Кишинев настроен на «мирное решение». Также отсрочено решение о вводе в действие «второго этапа» молдавского контроля над приднестровским участком молдавско-украинской границы через размещение на территории Украины двусторонних молдавско-украинских постов.

Нельзя исключать, что часть прорумынских националистов напугана быстрой реакцией России и ее союзников по ОДКБ на мятеж в Казахстане.

С другой стороны, многие эксперты считают нынешние власти Кишинева несамостоятельными или недостаточно самостоятельными. И если «ястребы» из Вашингтона и штаб-квартиры НАТО решат пойти лоб в лоб с Россией, то не решат ли они создать реальный военный фронт на Днестре? Как известно, переговоры между россиянами и НАТО реально ничего не дали. НАТО отказалось от требования Москвы не расширяться. То есть теперь формальные требования не принимать в свои ряды те страны, у которых есть конфликтные ситуации с другими державами или внутри себя самих, в альянсе могут игнорировать.

Что касается Молдавии и ее властей, то они могут нанести России следующий дипломатический удар: подписать договор с Румынией о едином оборонном пространстве. А Румыния – это страна НАТО, вернейший (на сегодняшний день) союзник Вашингтона у самого юго-запада бывшего СССР.

Противостояние будет нарастать. В том числе – на юго-западе бывшего Советского Союза.

Прежде всего нужно уяснить, что США и НАТО после событий в Казахстане могут или осознать, что Россия не боится схватки с Западом, или, напротив, с еще большим авантюризмом начать драку против интересов Москвы. Думаю, что второе более вероятно.

Кишинев будет пытаться взорвать Приднестровье изнутри, тем более что ранее некоторые эксперты открыто писали в СМИ, что целью нынешней молдавской администрации является свержение «пророссийского режима» в Тирасполе.

В перспективе США и НАТО станут укреплять и перевооружать Национальную армию Молдавии с расчетом использовать ее либо в локальной операции с целью разгрома и захвата Приднестровья, либо в общем антироссийском блоке в составе уже ранее упомянутого антироссийского Черноморского фронта.

Со стороны официального Кишинева будут предприняты попытки нанести Приднестровью удар чужими (западными) руками, разрабатывая с помощью пропаганды тему «нарушения прав человека в Приднестровье». Но здесь позиции Кишинева выглядят откровенно слабыми, так как Молдавия выглядит менее демократично, чем ПМР. Достаточно напомнить о фактическом захвате с помощью спецназа генерального прокурора собственной страны за несколько минут до объявленной им пресс-конференции, где он намеревался предать огласке факты коррупции, весьма неудобные для некоторых представителей высшей власти. О законопроекте насчет возможного взятия под стражу депутатов без санкции парламента и говорить нечего. Ко всему этому в Молдавии уже блокировали российские сайты. Ничего подобного в Приднестровье нет.

Следует ожидать усиления разведывательной деятельности в ПМР спецслужб Молдавии, Румынии, стран Запада и попытки вербовки приднестровских политиков, военных, общественных деятелей, представителей бизнеса. Цель – парализация в момент жесткого нажима на ПМР сопротивления как государственных структур, так и влиятельных личностей. Противоборство между Россией и Западом возрастает, а значит, на Днестре будет один из участков противостояния.

You may also like

0 %