История оккупации Бессарабии: священникам запрещали крестить детей с «нерумынскими» именами
Тема вхождения Молдовы в состав Румынии, к сожалению, актуальна по сей день из-за того, что ползучий унионизм не сбавляет обороты.
Проблематику, есть ли исторический фундамент для строительства совместного государства Румынии и Молдавии, для ИА Красная Весна некогда обрисовал безвременно ушедший академик Международной славянской академии, профессор Николай Вадимович Бабилунга.
— Сейчас много разговоров о братских народах Румынии и Молдавии. А какова история взаимоотношений между берегами Прута на самом деле? Объединение республик было добровольным или все же Румыния оккупировала Молдавию?
— Народы Молдавии и Румынии имеют действительно общих предков, схожее происхождение, близкие культуры и языки, похожее историческое прошлое. Собственно говоря, аналогичную картину мы можем увидеть и у других народов. Англичане и американцы США в той же степени имеют схожий язык, культуру, историческое прошлое и прочее. Но я что-то не припомню, чтобы они называли себя братскими народами. И отношения у них были очень даже непростыми на протяжении сотен лет: война за независимость, отделение от Британской империи, гражданская война и так далее.
Называть ли молдаван и румын братскими народами — личное дело каждого индивидуума. Я бы не стал. Слишком много в их истории было кровавых конфликтов, войн, неуважения друг к другу, исторических обид, из которых, собственно, и строится вся история взаимоотношений двух берегов Прута.
Ещё Стефан III Великий ходил на соседнюю Валахию не менее двух десятков раз, ибо валахи нападали на молдавское княжество в союзе с турками или сами по себе постоянно. Эти походы были очень кровопролитными, иногда вырезалось население сел, городов и даже целых цинутов (области в Молдавском княжестве). Стефан, понятно, платил той же монетой. Но забудем средневековые жестокости и усобицы…
Новое время принесло не меньше кровопролития. После первой русско-турецкой войны XIX в. (1806 – 1812 гг.), за несколько недель до нашествия Наполеона на Россию, Пруто-Днестровское междуречье, названное Бессарабией, было присоединено к России и освобождено от турецкого ига. Здесь наступил мир на целый век. А Запрутская часть Молдавии и Валахия (Мунтения) остались в составе Османской империи.
В 1859 г. не без помощи России эти княжества объединились и основали Румынское государство, а вместе с ним и румынскую нацию. Оставшиеся в России молдаване Бессарабии не имели к румынам никакого отношения. Да и не хотели иметь. Политики Румынии, этой новосозданной страны, постоянно хотели расширить её границы за счет России (Бессарабия), за счет Австро-Венгрии (Трансильвания или Ардял), за счет Сербии (Банат), за счет Болгарии (Южная Добруджа).
Политики Румынии много десятилетий метались в поисках союзников и покровителей, с помощью которых они могли бы достичь желанной цели, — объединить всех «румын» в едином «румынском пространстве», границы которого были весьма расплывчатыми: доходили до Южного Буга, Днепра и даже Волги.
В годы Первой мировой войны румыны долго размышляли, кто победит в этой войне, чтобы присоединиться к победителям. Наконец, предав немцев, они примкнули к Антанте, но были сразу же оккупированы германской армией. Россия спасла Румынию от полного разгрома и открыла Румынский фронт, остановив наступление противника. Сотни тысяч русских солдат полегли на полях сражений для защиты румынской государственности.
Но как только Россия ослабла и там началась Гражданская война, румыны оккупировали Бессарабию и превратили в свою колонию. Оккупация продолжалась 22 года, пока Москва не потребовала от румын вывести из Бессарабии все свои войска, чтобы не превращать эту территорию в плацдарм для нападения на СССР. А вскоре была создана и Молдавская ССР, одна из союзных республик.
22 июня 1941 г. румыны вместе с Гитлером вновь обрушились на Советский Союз, оккупировали молдавские земли и создали губернаторство Бассарабия, губернаторство Буковина и губернаторство Транснистрия. Дойдя вместе с немцами до Сталинграда, румыны потерпели сокрушительное поражение и забыли о своей мечте, «румынском пространстве» до Волги и Мурманска.
В 1944 г., когда всем стало понятно, что Третий рейх доживает последние месяцы, румыны присоединились к антигитлеровской коалиции и дошли до Берлина вместе с победителями.
Мало кто из них понес наказание за свои военные преступления. А румынский король Михай даже получил от Москвы знаменитый орден «Победа», осыпанный бриллиантами и невероятно дорогой по стоимости.
Никто из держав-победителей, никто из стран Европы или Америки даже в шутку не сказал бы, что СССР оккупировал территорию Румынии, которую, кстати, очень активно бомбили американские «летающие крепости», особенно ее нефтеносные районы.
Тем более, речь никогда не шла и не могла идти о том, что СССР оккупировал Молдавию. Только в наши времена у каких-то шизоидных субъектов могут появляться такие мысли и даже желание поставить памятники фашистскому диктатору Иону Антонеску, расстрелянному по приговору румынского суда. Европа, правда, цыкнула на желающих представить кровавого маньяка новым национальным святым. Памятников ему возводить в Молдавии и Румынии не стали и приутихли с откровенным возрождением национал-социализма. Надолго ли?
— Отдельный интерес вызывает поведение румын на территории Молдавии во время Великой Отечественной войны.
— Поведение румын на оккупированных землях было, можно сказать, нормальным. Нормальным для страны-оккупанта, которая руководствуется расовыми теориями и ввела в свою политическую практику геноцид и уничтожение целых народов по национальному признаку, причем не только евреев и цыган, но и русских, и украинцев, и болгар, и гагаузов, и даже молдаван. Все они казались румынам представителями низших рас. Ещё до включения Румынии в гитлеровский блок, в достаточно «мирном» 1935 году, известный румынский поэт, историк и публицист Скарлат Каллимаки достаточно честно и откровенно писал:
«С момента румынской оккупации и до сих пор Бессарабия характеризуется как колония с местным населением низшей расы, отсюда и исходит необходимость применения методов, специфичных для руководства колонией».
Естественно, эта политика получила мощный импульс, как только румынские фашисты «освободили» Бессарабию летом 1941 г. Генерал Константин Войкулеску, назначенный своим шефом маршалом Антонеску губернатором провинции Бассарабия, сразу же по приезду в Кишинев 25 июля 1941 г. отдает распоряжение о создании еврейского гетто.
Выполнять это распоряжение стал некий полковник Д. Тудосе. Беднейшие районы Кишинева, где с давних времен обитала еврейская беднота, были обнесены забором и колючей проволокой. Сюда были согнаны евреи не только из Кишинева, но и из всех ближайших городов и местечек.
Число узников было доведено до 11 545 человек, которым Тудосе объявил: «Жиды, с сегодняшнего дня вы рабы Великой Румынии. Кто не будет выполнять приказы, будет расстрелян!» И уже в 1942 г. румыны провели свою перепись, по сведениям которой в Кишиневе осталось 100 евреев в гетто. А к приходу Советской Армии в гетто проживали 6 доходяг.
В губернаторстве Транснистрия положение населения было таким же, а пожалуй, что и хуже. Транснистрию не зря называют «забытым кладбищем Европы», книга под таким названием была издана в США. Там оккупационный режим румын на захваченных молдавских землях описан очень ярко. Сейчас даже читать о таком страшно.
Вообще о зверстве румынских фашистов в нашей литературе писалось не очень много, всё-таки социалистическая страна, несмотря ни на что, не обиделись бы… Об этом можно было бы много говорить, но у нас не хватит для этого ни времени, ни сил.
— Что получила Молдавия и ее народ в период оккупации Румынией?
— Молдавия и её народ в период оккупации румынскими фашистами получили самую кровавую трагедию, самую глубокую рану за всю свою историю. Геноцида в таких массовых масштабах, которые позволяли себе румыны, не знали эти земли даже в период турецкой агрессии или татарских набегов. Десятки и сотни тысяч расстрелянных и повешенных, покалеченных, изуродованных, подвергнувшихся пыткам, насилию, издевательствам. Особо тщательно уничтожался культурный код населения. Специальным приказом было запрещено разговаривать на русском языке в учреждениях, учебных заведениях и даже в повседневной жизни. Причем не только на русском, но и на гагаузском, болгарском, украинском, белорусском и других «иностранных» языках.
В феврале 1942 г., получив донесение, что еврейская проблема на оккупированных территориях «уже решена», нацистский вождь Антонеску даёт своему ставленнику Войкулеску ценное указание:
«Нужно избавиться и от других (кроме евреев и цыган) меньшинств: русских, украинцев, поляков, болгар, гагаузов».
В отношении молдавского населения румыны проводили особую политику. Всем местным администрациям было приказано немедленно поменять имена и фамилии каждого из «коренных» жителей, приписав их к румынам. Надеясь, что после победы вермахта над Советами Румыния сможет захватить как можно больше украинских и русских территорий, власти стали пропагандировать теорию о «единой румынской нации», которая якобы проживает от Тиссы до Днестра, а также до Буга до Днепра и ещё восточнее.
Молдаване стали причисляться к румынам. Это было нужно, чтобы вымолить у Гитлера как можно больше пространств. Но это не спасало положения молдаван, которое ничем не отличалось в лучшую сторону от положения всех других этносов края. Румыны им не доверяли, специальными приказами даже запрещали им носить русские шапки и фуражки.
Всё это получило у фашистов изящное название «национальная реконструкция отвоеванных территорий». Но земля нужна были румынам без местных жителей, Бессарабия без бессарабцев. У крестьян отнимались их земли, которые подлежали «румынизации», они сдавались переселенцам из Старого королевства («рэгэцанам» как называли их бессарабцы). Земли получали и румынские офицеры, награжденные за бои с большевиками.
Поскольку молдаван никто настоящими румынами не считал, никаких земель они не получали, а превращались в батраков на собственной земле, которая выдавалась только выходцам из-за Прута.
Тем не менее, насильственной румынизации молдаван румыны придавали огромное значение, хоть и презирали их как нечистокровных, «славянизированных румын». В июне 1942 г. румынское оккупационное командование даже издало специальную директиву, в которой говорилось: «Установлено, что с момента отвоевания Бессарабии и до настоящего времени в школах, государственных учреждениях власти, и, к несчастью, в селах не отреклись ещё от некоторых обычаев и тенденций, которые доказывают полнейшее непонимание духа нынешнего времени и программы всеобщей румынизации, выполнение которой занимает первое место в плане сегодняшних наших работ».
Дальше приказывалось всем преподавателям и учителям записывать в журналы учащихся только с румынскими именами и исключать из школ тех, кто будет упорствовать в использовании русских имен. Приказано было немедленно увольнять всех служащих, которые злонамеренно искажают румынские имена.
Священникам предписывалось «не крестить молдавских детей с чисто русскими именами». Не только массовые убийства, грабежи населения, удушение экономики, но и культурный геноцид местных жителей румыны считали важнейшей задачей своего господства на оккупированных землях. Даже турки за три века своего владычества в Молдавии не пытались разрушить так основательно культурный код молдаван, как румыны за три года своей оккупации.