НовостиЭкономика

Молдова занимает 64-е место в рейтинге Глобального инновационного индекса

Молдова занимает 64-е место в рейтинге Глобального инновационного индекса (ГИИ), опустившись на четыре строчки по сравнению с прошлым годом.

Среди стран Юго-Восточной Европы лучше всех смотрится Словения. Тем не менее, она находится лишь на 32-й строчке в рейтинге, включающем 132 государства. Болгария занимает 35-е место, Греция – 47-е, Румыния – 48-е, передает ipn.md

За пределами первых 50-ти стран Сербия находится на 54-й строчке, а Северная Македония и Молдова идут на 59-м и 64-м местах соответственно. Босния и Герцеговина занимает 75-ю позицию, в то время как Албания (84-е место) замыкает список стран региона.

Все страны Юго-Восточной Европы, за исключением Болгарии и Словении, ухудшили своё положение в рейтинге по сравнению с 2020 годом. Больше всего мест потеряли Молдова и Греция, опустившиеся на 4 и 5 строчек соответственно.

Швейцария возглавляет список 50 лучших стран, а замыкает этот список Черногория.

Источник уточняет, что с 2021 года Глобальный инновационный индекс рассчитывается Всемирной организацией интеллектуальной собственности (WIPO), в сотрудничестве с Институтом Портуланс и различными корпоративными и академическими сетями, под эгидой Консультативного совета ГИИ.

По прошествии 30 лет с момента провозглашения независимости Республики Молдова всё ещё не проведён глубокий анализ пройденного ею пути.

Отсутствует консенсус по поводу национального проекта, считает бывший президент Молдовы Петру Лучинский. „Приступая к строительству дома, сначала вы разрабатываете проект, чтобы понять, какой дом вы будете строить. Мы этого так и не сделали. За 30 лет мы ни разу не обсуждали, какой дом мы строим”, — заявил Лучинский.

Говоря о причинах неудач Республики Молдова на протяжении 30 лет независимости, политик рассказал о чувстве неудовлетворённости, которое испытывают граждане страны. Оно связано с ожиданиями, которые присутствовали у них с момента обретения независимости. Ожидания были порождены „европейской витриной”, которую они могли наблюдать. «Интегрируемся в Европу – и всё будет хорошо”, — так думали молдаване в 1991 году. Но нам не хватало глубоких знаний о том, как добиться процветающей жизни в новых условиях. Мы не знали, как осуществить переход от социализма к капитализму. Такое случилось впервые в истории. У нас возникли некие иллюзии, некие ожидания, а затем пришли разочарования. Каждые четыре года у граждан возникали ожидания, потому что политические игроки давали им обещания, которые в дальнейшем не выполнялись”, — отметил Петру Лучинский.

Ещё одна причина неудач Республики Молдова связана с теми условиями, в которых развивалась страна: „Почему мы не добились успеха? В 1991 году мы вступили в рыночную экономику, но рынка у нас не было. В 1991 году невозможно было выйти на европейский рынок по причине инерции. Мы взяли курс на Европу и начали перенимать оттуда стандарты, которые в нашем случае иногда были неприменимыми. Например, приватизация. Мы взяли на вооружение чешскую модель. Но мы – не чехи, у нас нет их истории. На международных конференциях я говорю европейцам: „Вы призывали нас – „проведите шоковую терапию””. Мы очень быстро провели приватизацию. Мы ожидали, что придут зарубежные инвесторы, модернизируют нашу промышленность, которая тогда была весьма хорошей. У нас имелся рабочий класс, высококвалифицированные инженеры, технические специалисты. Но никто не пришёл. На Западе после войны пришёл План Маршалла: им дали сырьё, оборудование, чтобы обновить, возродить свою промышленность. К нам никто не пришёл”. Петру Лучинский допускает правильность возражений Запада, согласно которым инвесторы не пришли в страну из-за коррупции, нестабильного режима правления и слишком часто меняющегося законодательства.

You may also like

0 %