Мутация неизбежна: к чему приведет его дальнейшая эволюция коронавируса?
Новые штаммы коронавируса вызывают все больше опасений — против них менее эффективны вакцины, они все лучше заражают человека и все больше множатся.
Их становится настолько много, что новые варианты SARS-CoV-2 будут называть именами созвездий — греческие буквы могут кончиться, заявила глава технической группы подразделения чрезвычайных заболеваний ВОЗ Мария Ван Керкхове, почему вариантов SARS-CoV-2 так много и чего от COVID-19 можно ожидать в дальнейшем.
Обозначать новые штаммы коронавируса греческими буквами стали в конце мая — для удобства произношения в ненаучном разговоре и для того, чтобы не дискриминировать страны, где эти штаммы обнаружили впервые. Однако в греческом алфавите 24 буквы — а ВОЗ «застолбила» уже десять вариантов. Организация отслеживает эволюцию вируса с самого начала пандемии, однако возникновение в конце 2020 года новых, гораздо более опасных его вариантов подтолкнуло ВОЗ к тому, чтобы ускорить классификацию двух типов вариантов — вызывающих озабоченность и интерес.
Проникая в клетку, вирус заставляет ее производить копии себя. Фермент полимераза «читает» буквы оснований вирусов — для РНК-вирусов, к которым относится коронавирус, это урацил (У) — и по этому шаблону начинает «сборку» его копий. Однако копии не всегда получаются идеальными, рано или поздно происходят ошибки — к примеру, вместо А ставится Т. Мы знаем их как мутации.
У большинства РНК-вирусов, таких как ВИЧ или грипп, нет защиты от таких ошибок. Поэтому, например, до сих пор не разработана успешная вакцина против ВИЧ — вирус меняется так часто, что к тому времени, как у человека появляются антитела, они уже непригодны для борьбы против него. Однако у коронавируса такая защита есть. Фермент Nsp14 исправляет ошибки в репликации — но далеко не все. Поэтому SARS-CoV-2 продолжает мутировать — пускай и не такими устрашающими, как у ВИЧ или гриппа, темпами: подсчитано, что за месяц геном коронавируса накапливает две однобуквенные мутации. Это наполовину меньше, чем у гриппа, и на четверть — чем у ВИЧ.
Понять, какие варианты от этих мутаций возникнут, непросто. Геном вируса содержит около 30 тысяч нуклеотидов — на пять порядков меньше человеческого (около трех миллиардов), но все равно мест для мутаций вполне достаточно. Отдельно изучить, какое изменение в структуре и поведении вируса вызовет та или иная мутация, сложно, однако они редко происходят обособленно.
Большинство происходящих мутаций свидетельствует о ее снижении у коронавируса. Кроме того, коронавирус может лучше уходить от иммунного ответа — антител и других механизмов защиты, таких, к примеру, как T-клетки. Так сделал один из ближайших родственников SARS-CoV-2 — коронавирус человека 229E, научившийся за 20 лет эволюции уходить от антител человека. Для SARS-CoV-2 есть свое эволюционное давление, главным фактором которого являются вакцины и иммунитет человека. Именно поэтому наиболее часто мутации происходят в генах, кодирующих белок пепломера — главный инструмент, с помощью которого коронавирус проникает в клетку. Тем самым повышается трансмиссивность вируса и его устойчивость к антителам.
Для того, чтобы коронавирус стал сезонным заболеванием, человечество должно приобрести к нему коллективный иммунитет.
Эффективность мРНК-вакцин Pfizer и Moderna против заражения «дельта»-штаммом снизилась. Проведенное в Чили исследование показало, что мутации в белке пепломера южноамериканского штамма «лямбда» позволили тому эффективнее избегать антител, выработанных после вакцинации.
Поэтому все больше исследователей начинают сомневаться в возможности достижения коллективного иммунитета, до сих пор неизвестно, как долго сохранится иммунитет от вируса у человека. Против коронавирусов человека он недолог: повторное заражение ими может произойти уже через срок от 80 дней до года, за год ослабевает и гуморальный — обусловленный антителами — иммунитет против SARS-CoV-2. Но даже обретение сезонности не может гарантировать того, что коронавирус не продолжит забирать жизни. Так, от сезонного гриппа А — вызвавшего предыдущую большую пандемию испанки вируса H1N1 и его «потомков» — ежегодно умирает до 650 тысяч человек. SARS-CoV-2 может пойти по схожему пути, хотя, скорее всего, из-за меньшей скорости мутаций ежегодно обновлять вакцины против него не придется.
Число заразившихся COVID-19 в мире превысило 218,4 млн человек
С начала распространения вируса число жертв связанных с COVID-19 заболеваний достигло 4 543 213 человек. В число стран с более чем 20 млн случаев заражения COVID-19 входят США, Индия и Бразилия. Лидером по числу заразившихся и скончавшихся остаются США, где выявлено суммарно 39 396 239 инфицированных COVID-19, а число скончавшихся выросло до 642 081. Второе место по числу заразившихся занимает Индия, где количество подтвержденных случаев COVID-19 достигло 32 857 937, а общее число умерших от последствий заражения вирусом в стране составило 439 529. На третьей позиции в мире по числу инфицированных находится Бразилия, где за время пандемии зарегистрировано 20 804 215 заболевших, умерли 581 150 человек.