Новости Гагаузии

Наше село может существовать только за счет трансфертов — примар Карбалии

Gagauznews, 16 июля, Ирина Пинегина. Мы продолжаем рассказывать вам о том, чем живут малые села в Гагаузии.

Сегодня мы поедем в село Карбалия Вулканештского района — одно из самых маленьких сел Гагаузии.  По официальным данным,  здесь проживает около 500 человек, по словам же местных — в два раза меньше.

Это гагаузское село настолько маленькое, что все жители друг друга хорошо знают, здесь практически все ходят пешком, потому что все необходимое под боком. Здесь примар всегда на виду,  и все знают, где он живет.

В селе всего одни магазин, и именно здесь проходят все самые важные беседы и обсуждение политической ситуации в стране.

Село располагается далеко от трассы,  между селами Московей (Кагульский район) и Будэй (Тараклийский район). Дорога до населенного пункта покрыта щебнем. Подбираем попутчика до Карбалии, пожилого мужчину.

— Как живется вам в селе? — спрашиваю.

— Нормально живем, вот, только пенсия маленькая, — отвечает житель села.

Местная примария располагается на главной улице. Здание видно издалека. В нем же находятся почтовое отделение и кабинет семейного врача. На внутренней стене,  при входе,  располагаются таблички с указанием фонда, благодаря которому реализованы проекты по ремонту здания и благоустройству территории. «Создание единого центра по оказанию социальных услуг населению» и  «Освещенное село и благоустроенный тротуар — залог экономического развития, безопасного и комфортного проживания в с. Карбалия» — проекты, реализованные при финансовой поддержке Европейского союза. Территория ухожена, фасад здания в отличном состоянии, так же уютно и хорошо внутри.

Знакомимся с примаром села Виталием Чекиром. Глава самого маленького села в Гагаузии оказался очень доброжелательным и гостеприимным. В село переехал жить еще в 90-е годы из соседнего села Будэй, занимался сельским хозяйством. Говорит, что баллотировался в примары по просьбе жителей.

Примар рассказывает,  что развитие села полностью зависит от трансфертов.

Бюджет села составляет чуть более 2 миллионов, из них 600 тысяч – собственные доходы, остальная часть – трансферты. Сегодня у села нет возможности участвовать в проектах, так как нет денег на контрибуцию.

«Мы зарплату еще за июнь не получили. Денег нет, — говорит примар. — Другого развития событий я не вижу. Рабочие места открывать  практически невозможно. Сложно привлечь сюда экономических агентов. Сегодня жители села работают кто за границей, кто в соседних населенных пунктах. В селе рабочих мест не так много: на животноводческой ферме человек 5-6 работает, на виноградниках — человек 10. Еще примерно 15 крестьянских хозяйств, где люди работаю сами на себя. Несколько человек трудятся в детском саду, в Доме культуры, в примарии.  Многие уже на протяжении шести лет ездят в ближайшее село Московей, работают на сельскохозяйственном предприятии».

За счет государственной программы «Хорошие дороги» в селе удалось капитально отремонтировать с укладкой асфальта два участка дороги. Одна из них протяженностью 260 метров, другая — 360 метров.

Читайте материал Фото-факт GagauzNews: первые 230 метров асфальта в истории Карбалии

Еще один участок,  из самых непроходимых,   удалось покрыть брусчаткой. На это израсходовано более 115 тысяч леев из местного бюджета и Дорожного фонда. Это единственные улицы, на которых есть асфальтовое и плиточное покрытие, другие покрыты щебенкой.

Еще одной большой проблемой является заезд в село.

«Этой проблеме уже много лет. Все обещают отремонтировать эту дорогу, но ничего не меняется. Даже общественный транспорт в одно время перестал заезжать в наше село. Практически год люди были, можно сказать, оторваны от внешнего мира. Но мы смогли  решить  проблему с транспортом, теперь жители села могут уезжать утром по своим делам в Вулканешты, Кагул и в обед возвращаются обратно. Что будет дальше – не знаю», — говорит  примар Виталий Чекир.

Примар села Карбалия надеется, что после выборов ситуация изменится к лучшему.

You may also like

0 %