Что для гагаузского общества значит день 8 марта — особое мнение Наты Чеботарь
Gagauznews, 8 марта, Ната Чеботарь. Редакция Gagauznews от всего сердца поздравляет вас, милые наши женщины, с днем 8 марта.
Никто лучше самих представительниц прекрасного пола не сможет выразить того, что значит этот милый весенний праздник для нашего общества и «чего хотят женщины».
Поэтому далее предоставляем слово нашему ведущему журналисту Нате Чеботарь.
Вот сижу и думаю: до чего же нас закручивает жизнь в своей круговерти, что у многих праздничных дат с течением времени остается только номинальное значение. Так случилось со многими историческими событиями, перешедшими сегодня в разряд отмечаемых «по умолчанию».
Среди них и два самых гендерно-значимых праздника в истории определенной части населения планеты – 23 февраля и 8 Марта. И если первую дату уже разграничили с конкретной страной и конкретной армией, придав празднику статус «Дня защитника Отечества» безотносительно к географии, то с 8 Марта все немного сложнее.
Сегодня мало кто помнит (если вообще знает), что исторически все начиналось не с любви и романтики, а с сопротивления и непримиримой с борьбы: в далеких 1900-х немецкие активистки Клара Цеткин и Роза Люксембург выводили представительниц прекрасного пола на демонстрации с требованием обеспечения равной оплаты труда и предоставлением женщинам права голосовать.
История умалчивает, когда и почему на смену шествиям и демонстрациям в защиту своих прав пришла нынешняя конфетно-букетная традиция празднования 8 Марта.
Но вот вопрос: за что боролись женщины все это время? Стали ли они свободнее, самостоятельнее, счастливее?
Чего стоят все эти политические и социальные достижения, если порой внутри своей собственной семьи какая-нибудь внешне очень успешная, самодостаточная и независимая женщина остается все такой же – иногда бесправной, иногда запуганной, иногда не имеющей право голоса?
Или другой вопрос: гагаузские женщины и 8 Марта хоть как-то связаны между собой? И каково вообще место гагаузской женщины в современном обществе?
Современные гагаузки шагнули далеко вперед, по сравнению с их предшественницами.
Раньше у нас были женщины звеньевые, бригадиры, руководители организаций и производств. Сегодня у нас , наряду с перечисленными, – женщины в бизнесе и власти, женщины-примары, женщины-депутаты, у нас глава целой автономии – женщина! Каких-нибудь 50 лет назад это казалось бы не просто невозможным – фантастическим!
Нет-нет, я не буду сейчас говорить о том, какая роль отводилась гагаузкам в патриархальном укладе наших предков. Об этом мы подробно рассказали в нашем материале «Гагаузская женщина. Раскрепощение», если пропустили, прочтите непременно, много интересного узнаете.
Но есть еще что-то такое в наших гагаузских женщинах, что у меня, как наблюдателя и человека, пишущего о традициях прошлого, вызывает флешбэки в сознании. Многие наши гагаузки, преимущественно возраста наших мам, то есть 55+, даже в XXI веке все еще отличаются от современных женщин прочих цивилизованных стран.
Например, в любом гагаузском селе и сегодня можно увидеть, как рядом идут муж и жена, при этом у нее в обеих руках по полной сумке, а у него руки в карманах. И это никого не возмущает. Женщина сама не отдает ему ношу, она бережет своего мужчину.
Или, например, в Чадыр-Лунге, у нас в городских маршрутках: входят иные пары, и мужчина садится на свободное сиденье, а его женщина останется стоять рядом с ним – без тени недоумения или возражения на лице. Да и не удивляет это никого. Ведь у всех нынешних гагаузов имеются старинные семейные фотографии, на которых мужчины сидят, а женщины стоят позади них. И никак иначе. Вот это и называлось быть по-настоящему «за-мужем».
Или на улице: супруги могут встретить знакомых, и если мужчина скажет своей женщине: «Sus!» («Молчи!»), то она не произнесет ни слова, пока он будет разговаривать, и будет терпеливо стоять, не поторапливая его и не смея прервать их разговор.
Самое поразительное наблюдение, которое, хоть и крайне редко, но встречается и никогда не перестает меня удивлять: это когда мужчина и женщина пересекаются на пути и она останавливается, чтобы дать мужчине пройти первым, особенно если он старшего возраста. Я каждый раз в такие моменты вспоминаю наставления моей любимой бабушки-гагаузки, которая учила, что женщине непозволительно переходить дорогу мужчине.
Удивитесь или нет, но когда такое происходит со мной, я всегда останавливаюсь, давая пройти первым мужчине, которому на вид лет 60-70. Не знаю, почему, – срабатывает что-то внутреннее. Это у меня как дань уважения к тем гагаузам, какими были наши бабушки и дедушки, видимо.
И мне эта наша особенность у гагаузок даже нравится. Я не за и не против феминизма, современный мир живет по своим правилам и каждый старается выбрать для себя максимально комфортный способ существования и взаимодействия с ним. Но мне нравятся эти остатки патриархальности, прописанные в генетическом коде гагаузок.
Мне нравится, что настоящая гагаузская женщина всегда почтительна к своему мужчине. Нравится, что благодаря женщине мужчина всегда ощущает себя главным в доме (даже если это не совсем так). Нравится, что традиционное умение быть мудрой и гибкой превращает женскую слабость в огромную силу.
Казаться мужчине покорной и послушной, оставаясь при этом собой, – это ли не искусство? Гагаузки им владеют в совершенстве.
Нет, я не хочу поздравлять женщин Гагаузии с сегодняшним праздником – пусть это делает мужская часть нашей редакции. Я просто хочу пожелать каждой женщине, независимо от национальности, возраста, вес и роста найти себя, полюбить себя и сделать себя счастливой. И тогда счастливыми будут все, кто рядом.
Начните сейчас – сегодня для этого самый лучший день!