Сегодня Гагаузской автономии исполняется 26 лет — история с Николаем Терзи
Gagauznews, 23 декабря, Николай Терзи. Сегодня исполняется 26 лет с момента принятия Закона об особом статусе Гагаузии. С большим и очень важным праздником всех гагаузов поздравляет редакция Gagauznews и наш колумнист, председатель Гагаузской общины РМ Николай Терзи.
Давайте вместе с Николаем Терзи вспомним, как 23 декабря 1994 года парламент Молдовы принял во втором чтении самый важный закон в истории Гагаузской автономии.
Читайте о событиях в Гагаузии в начале 90-х
1994 год
Итак, проект Закона о Гагаузии был принят в первом чтении 28 июля 1994 года.
Но борьба продолжалась. Никто не знал, когда этот документ будет вынесен на рассмотрение Парламента в окончательном чтении. Несмотря на предварительные согласования, остро стоял вопрос о должности башкана в правительстве РМ, кем он должен быть – первым вице-премьером или членом Правительства?
Отношение к этому вопросу внесло некоторый раскол между депутатами-гагаузами и членами комиссии по выработке Закона от гагаузской стороны: депутаты считали излишним для башкана такой высокой должности, а члены комиссии ссылались на рекомендации международных структур.
Достаточно бурно обсуждались полномочия будущего башкана, высказывались опасения, что в проекте Закона предусматриваются слишком большие полномочия этой должности, которые могут позволить ему в дальнейшем злоупотреблять властью.
Постоянный спор шел в отношении названия будущей автономии.
Многие члены комиссии с гагаузской стороны (председатель Бузаджи П.И.) считали более приемлемым название Гагаузская Республика, названия, которое уже закрепилось в странах бывшего СССР.
К названию Гагауз Ери многие относились с некоторым предубеждением, как не характеризующим конкретно суть будущего автономного образования, дающего повод толковать его по мере поставленных целей.
Еще один фактор подталкивал центральные власти решить гагаузский вопрос: после известного «охлаждения» пошло сближение позиций между лидерами общественных организаций гагаузского и болгарского населения.
Нет-нет, да звучали призывы о возможности создания совместной гагаузско-болгарской автономии, а это противоречило интересам центральных властей, которые предприняли до этого большие усилия по недопущению такой тенденции. Учитывалось при этом и наличие не решенной приднестровской проблемы.
Ну, а некоторые молдавские депутаты окончательно не отказались от решения гагаузского вопроса в рамках закона о местном самоуправлении с предоставлением гагаузам так называемой культурной автономии.
И вот настал заветный день 23 декабря 1994 года!
Но ни в начале, ни во время заседания сессии не было уверенности в принятии Закона. За каждую статью голосовали отдельно.
Особенно жаркие споры были по первой статье Закона, которая гласила: «В случае, если Республика Молдова теряет свой суверенитет как независимое государство, за гагаузским народом сохраняется право на внешнее самоопределение».
К обеденному перерыву было принято только около 20% статей Закона «Об особом правовом статусе Гагаузии ( Гагауз Ери ).
Чувствовалась некоторая замедленность в действиях и председателя парламента, который вел заседание. В связи с этим, во время перерыва Бузаджи П.И., председатель комиссии по выработке проекта Закона с гагаузской стороны с группой членов комиссии сказали спикеру Лучинскому П.К., что если сегодня принятие Закона провалится, то вся ответственность ляжет на молдавскую сторону и что гагаузская сторона в этом случае выйдет из переговорного процесса.
Поздним вечером 23 декабря 1994 года Парламент Республики Молдова ( 69 депутатов «за» ) принял Закон «Об особом правовом статусе Гагаузии ( Гагауз Ери ).
На этом была поставлена точка в противостоянии между Молдовой и Гагаузией, длившемся без малого четыре с половиной года.
Однако, поставлена ли была заключительная точка? Окончательно ли решен был вопрос? Закончилось ли противостояние между Кишиневом и Гагаузией?
Николай Терзи, доктор права, в 1989-1995 годах руководитель подразделения КГБ-МНБ-СИБ РМ.