Противоречивые мнения экспертов о законе Гагаузии об образовании
В то время как одни эксперты считают, что принятие Народным собранием Гагаузии другого Кодекса об образовании, нежели действующий на общенациональном уровне, является правом этого региона, другие эксперты называют это грубым нарушением. Противоречащие друг другу мнения были высказаны в студии передачи «Fabrika» на телеканале Publika TV. Эксперты обсудили ряд положений Кодекса, таких как право региональных властей организовывать конкурсы на замещение должностей директоров школ, изучение истории гагаузского народа в обязательном порядке на гагаузском языке и др., передаёт IPN.
Директор столичного лицея им. Василе Александри Даниела Вакарчук считает грубым нарушением принятие властями Гагаузии собственного Кодекса об образовании, отличающегося от действующего на общенациональном уровне. По мнению директора, эти действия являются демонстрацией того, что власти Молдовы ничего не значат для комратских властей. Одновременно она заявила, что выступает за конструктивный диалог между Кишинёвом и Комратом, направленный на воспитание поколения, «которое поможет и нам жить хорошо».
В то же время, экс-депутат Валентин Крылов утверждает, что, в соответствии с законом об особом правовом статусе Гагаузии, Народное собрание вправе принимать местные законы. По словам Валентина Крылова, речь идёт о местном законе, и для таких случаев не предусмотрена необходимость наличия согласия центральных властей. Бывший депутат отметил, что если правительство считает этот закон противоречащим конституционным положениям, оно может обратиться в Конституционный суд.
Эксперт в области образовательной политики Драгош Викол полагает, что данный документ является скорее регламентом, нежели кодексом об образовании. Эксперт считает возмутительным, что этот регламент не был принят в течение лета, и отмечает, что принятие его в этот период учебного года приведёт всех выпускников региона в состояние тревоги. По мнению Викола, так называемая защита гагаузского языка при помощи этого Кодекса об образовании служит лишь ширмой для стоящих за ней политических интересов.
Эксперт считает, что в данном случае отсутствовало достаточное взаимодействие между Министерством просвещения и Народным собранием Гагаузии. Как полагает Викол, для выхода из сложившейся ситуации представителям министерства просвещения нужно не вести себя вызывающе, а поехать в Комрат, чтобы выяснить суть имеющихся проблем и попытаться их решить.
Медиа-аналитик Кристиан Табэрэ считает, что между Кишинёвом и Комратом существует разрыв в плане общения. По его мнению, хотя закон и не требует от руководства Гагаузии консультироваться с центральными властями по поводу принятия данного Кодекса, всё же, такие дискуссии и консультации должны были состояться.
В опубликованном пресс-релизе министерство просвещения выразило несогласие с утверждением Народным собранием 28 апреля в двух чтениях регионального Кодекса об образовании. Представители министерства заявляют, что этот проект не обсуждался с профильными министерствами и гражданским обществом. Они считают, что «тем, каким образом был разработан и принят проект закона об образовании в Гагаузии, был брошен вызов центральным властям Республики Молдова». Министерство сообщило, что проинформирует парламент и правительство о сложившейся ситуации.
Председатель Народного собрания Гагаузии Дмитрий Константинов прокомментировал позицию министерства просвещения Республики Молдова, которое называет незаконным принятие в автономии собственного Кодекса образования.
По словам Константинова, все образовательные учреждения высказали свои предложения для включения их в новый Кодекс. Он утверждает, что принятие закона об образовании проходило на законных основаниях с проведением публичных консультаций в два этапа.
«Нам очень неприятно, что министерство узнало об этом законе в последний момент. Если бы минпросвет интересовала образовательная система в Гагаузии, то они обязательно направили бы своих специалистов и участвовали бы в этом законопроекте», — отметил спикер Народного собрания.
Константинов заявил, что НСГ имело право принимать этот закон.