АналитикаНовости

Когда Шора экстрадируют в Молдову?

МВД объявило депутата Илана Шора в розыск. Таким образом, Республика Молдова приступила к процедурным шагам для начала процесса экстрадиции бывшего мэра Оргеева, который сейчас, по некоторым данным, находится в Израиле. Израиль известен как государство, практически не выдающее своих граждан. Особенно за экономические и налоговые преступления.
“А Динамо бежит? Все бегут!”

Во вторник, 30 июля парламент назначил нового временно исполняющего обязанности генерального прокурора вместо “самоназначенного” Игоря Попы. Им стал Дмитрий Робу, который работает в органах прокуратуры с 2013 года, а в последние годы был заместителем прокурора муниципия Кишинев. В коалиции говорят, что новый назначенец начнёт работать серьёзно, а не манкировать своими обязанностями, как прежнее руководство Генеральной прокуратуры. Среди основных задач, которые стоят перед новым прокурорским руководством — вопрос об экстрадиции в Республику Молдова  Илана Шора, который  предположительно находться в Израиле. Как говорила ранее премьер-министр Майя Санду, “когда у нас будет назначен ответственный временный прокурор, мы сможем делать запросы в другие государства.  После того, как 14 июня под давлением американского посла Демократической партии пришлось мирно сдать власть коалиции ПСРМ-блок ACUM, Шор и Плахотнюк спешно покинули страну. Слухи о бегстве Илана Шора за границу ходили и до этой даты (11 июня СМИ, ссылаясь на некие анонимные источники, сообщали, что он улетел в Израиль через Стамбул со всей информацией о нахождении украденного миллиарда), однако экс-мэр Оргеева через соцсети тогда заявил, что он находится в Молдове и никуда сбегать не собирается. “Я жил, живу и буду жить в этой стране и работать на благо людей. Вот, например, вчера я открыл новую, полностью отремонтированную дорогу в своём муниципии Оргеев, по которой уже сегодня бегают детишки. Да, в отличие от некоторых трусов я не сплю по посольствам или по разным квартирам, я живу здесь, среди народа. Так было и так будет”, — говорилось в видеообращении Илана Шора, опубликованном на его странице в Фейсбуке.

Тем не менее, в публичном пространстве бывший оргеевский мэр не появлялся с 12 июня. 14 июня из Кишинёва в Москву на частном самолёте вылетела его семья. 17 июня президент Игорь Додон в эфире телеканала НТВ-Молдова заявил, что Илан Шор выехал из Республики Молдова ещё 14 июня.  Шор в тот день собрал свой коллектив, сказал, что “мы победим”, и объявил паузу на 15 минут. Люди прождали три часа, а он так и не вернулся”, — говорил глава государства. А 18 июня телеканал TV8, ссылаясь на некие достоверные источники, сообщил, что экс-примар Оргеева въехал на территорию Израиля: эта информация якобы была представлена израильскими пограничниками. Все эти дни представители партии “Шор” отказывались говорить, где находится их лидер. Адвокат Илана Шора Юлиан Балан утверждал, что ничего не знает о местоположении своего клиента. “Он заверил меня, что находится в Республике Молдова”, — говорил Балан журналистам 27 июня, когда прокуроры уже потребовали выдать ордер на арест бывшего оргеевского мэра и объявить его в розыск на том основании, что он нарушил меру пресечения в виде нахождения под судебным контролем, будучи фигурантом дела о банковском мошенничестве.
Шор объявлен в розыск. Что дальше?

Прокуроры настаивали на рассмотрении ходатайства об аресте Илана Шора в срочном порядке, однако из-за отсутствия Шора и его адвокатов сначала не состоялось заседание Апелляционной палаты Кагула (где рассматривается дело бывшего оргеевского мэра) 26 июня, потом по причине болезни судьи заседание, запланированное на 19 июля, было перенесено на 25-е. Таким образом, только спустя месяц суд удовлетворил ходатайство прокуроров об аресте Илана Шора и объявлении его в розыск. Сам Илан Шор тут же разместил в соцсетях видеообращение, где заявил, что на самом деле очень хотел появиться на заседании суда, но один из его адвокатов сразу предупредил, что не сможет быть в этот день, однако просьба перенести заседание была проигнорирована, к тому же на судью, ведущего его дело, оказывается “беспрецедентное давление” со стороны нынешней власти, которую Илан Шор назвал “хунтой”, поэтому “видя весь этот циничный беспредел” его адвокаты приняли решение дать отвод всему Кагульскому суду, но “вопреки всей юридической нормативной логике и здравому смыслу Апелляционный суд отказал нам в отправлении дела в Высшую судебную палату о рассмотрении дела по отводу суда”. Также Илан Шор пожаловался на угрозы. “С первого дня прихода этой власти я и моя семья стали получать угрозы физической и юридической расправы. Мне угрожают Додон и Санду. Санду не выгодно, чтобы я заговорил и сказал всё, что знаю. Додон тоже не даёт мне возможность заговорить. Он знает, что я знаю настолько много, что даже не знает его семья”, — заявил Илан Шор в своём видеообращении, и, пригрозив бороться “до последней капли крови”, пообещал, как когда-то Владимир Филат, что очень скоро обо всём расскажет. Итак, Илан Шор объявлен в розыск. Что дальше? “Соответствующие органы, то есть полиция, должны исполнить изменение меры пресечения: прийти домой к Шору по указанному в документах адресу, проверить, есть ли он дома, опросить родственников, соседей — когда они видели его последний раз? Прийти к нему на работу, где он там числится – депутатом? — и проверить, когда он появлялся последний раз на рабочем месте. И на основании собранных сведений и показаний написать: “Мы не можем выполнить меру пресечения, так как гражданина Илана Шора нигде нет, — говорит бывший прокурор, юрист Павел Мидриган. – Но не будем забывать, что решение суда об изменении меры пресечения ещё можно обжаловать, что адвокаты Шора, скорее всего, и сделают. На это тоже понадобится время – пока соберется Верховный суд.

Адвокаты наверняка станут упирать на то, что Шор вовсе не скрывается, а в суд не пришёл, потому что заболел и т.д. Не забывайте, что данных о том, что Илан Шор покинул страну у Пограничной полиции нет. Андрей Нэстасе официально запросил информацию: когда Шор выехал за пределы Молдовы, через какой пост. И такие данные ему так и не были предоставлены. Это значит, что Илан Шор или мог покинуть страну по другому паспорту, в котором значился под другой или изменённой фамилией. Либо выехал из РМ через приднестровский регион.
Израиль своих не выдаёт?

По неподтверждённой пока информации, главный фигурант доклада Kroll о “краже миллиарда” и один из основных обвиняемых в деле о банковских хищениях Илан Миронович Шор сейчас находится на территории Израиля, гражданством которого обладает наряду с молдавским. Но прямых доказательств этому нет. В экспертном сообществе говорят, что после объявления Шора в международный розыск, официальный Кишинёв может выяснить местоположение бывшего оргеевского мэра двумя путями: посольство РМ в Израиле направляет запрос в соответствующие органы Израиля — действительно ли гражданин такой-то, осужденный в Республике Молдова на 7,5 лет, находится на территории данного государства? Или действовать через Интерпол. Израиль тоже является членом Интерпола, поэтому молдавский представитель в данной международной организации мог бы запросить у своих израильских коллег всю информацию о нахождении Илана Шора. Следующий шаг – официальный запрос на экстрадицию. Однако, как отмечал ранее политолог Алексей Тулбуре, Израиль известен тем, что, как правило, не выдаёт своих граждан. Особенно за экономические и налоговые преступления. К тому же у Молдовы и Израиля нет двустороннего соглашения об экстрадиции, хотя оба государства являются участниками Европейской конвенции по экстрадиции, которую подписали все страны, входящие в Совет Европы. В принципе, по израильскому законодательству, гражданин Израиля может быть выдан другому государству за преступления, совершенные на территории этого государства. Но сама процедура экстрадиции непроста, да и в законах есть нюансы. Например, по израильскому закону о выдаче, экстрадиция должна быть двусторонней. То есть Израиль может выдать своих граждан только той стране, которая обязуется в свою очередь выдавать своих граждан Израилю. Молдова такого обязательства на себя не брала. К тому же закон запрещает выдачу в случаях, если экстрадиция не соответствует общественным нормам, принятым в Израиле. К таким нормам можно отнести нарушение прав человека, тяжелые условия содержания в местах лишения свободы, неоказание должной медицинской помощи. А Европейский суд по правам человека, как известно, уже неоднократно наказывал Республику Молдова за “бесчеловечные условия заключения”. Например, в 2016 году ЕСПЧ обязал РМ выплатить в качестве материальной и моральной компенсации 3 тыс. евро и 14,9 тыс. евро соответственно Николаю Галайде, осужденному в 2006 году за ограбление, и Виталию Копощуку, осужденному по обвинению в торговле людьми, которые пожаловались в Евросуд на отсутствие стекла в окне камеры и постоянно влажный пол (первый) и плохое питание в тюрьме, большое количество заключенных в одной камере, отключение воды в жару (второй). А нынешней весной ЕСПЧ опубликовал решение о признании недопустимыми 24 жалоб граждан Молдовы на плохие условия содержания в тюрьме.

Отказом в экстрадиции со стороны Израиля также может стать недостаток улик или несоответствие предъявленных улик требованию израильского законодательства. “Экстрадиция – это не только письмо с запросом на выдачу определённого гражданина, совершившего преступление. Для экстрадиции необходимо следующее условие: страна, желающая привлечь данного гражданина к ответственности, должна предоставить все доказательства его вины. То есть отправить пакет документов, который включает в себя обвинение, избранные меры пресечения и ещё целый ряд документов, подтверждающих его вину, — говорит бывший прокурор муниципия Кишинёв Иван Дьяков. – Суд, принимая решение об экстрадиции, рассматривает представленные доказательства вины. А учитывая, как безграмотно у нас работают прокуроры, боюсь, что представленный Молдовой пакет документов не убедит израильский суд в том, что Илан Шор виновен. К тому же, я уверен, что Шор легко убедит израильский суд в том, что его преследуют по политическим мотивам”. Закон государства Израиль о выдаче действительно запрещает выдавать людей, в отношении которых имеются подозрения, что их уголовное преследование продиктовано политическими, расовыми или религиозными соображениями, или существует угроза для жизни обвиняемого. Достаточно вспомнить нашумевшее дело Владимира Файнберга (“чёрный антиквар”, фигурант громкого уголовного дела о краже большого количества документов из Российского государственного исторического архива), когда министр юстиции Израиля Ципи Ливни собственноручно отменила решение верховного суда Израиля, опасаясь, что экстрадиция в Россию может стать в данном случае опасной для жизни. О том, что Илан Шор уже начал действовать в этом направлении, говорят несколько моментов. На днях, встретившись с содокладчиками мониторингового комитета ПАСЕ, депутаты от партии “Шор” пожаловались иностранным парламентариям-кураторам на нарушение прав оппозиции в парламенте Республики Молдова, на то, что депутаты от партии “Шор” обвиняются в банковских хищениях “без каких-либо доказательств”, что премьер-министр Майя Санду вмешивается в осуществление правосудия, что на пленарных заседаниях оппозиционным парламентариям не дают слова, что правящая коалиция идёт по пути диктатуры и т.д. Второй момент — эмоциональное видеообращение Илана Шора в соцсетях после того, как суд удовлетворил ходатайство прокуроров об его аресте и объявлении в розыск. Посмотрите на ключевые моменты этого видео: новые власти мне угрожают, “Санду крайне выгодно, чтобы я замолчал все, что я знаю”, “Додону нужно не дать мне возможности заговорить”, “эта хунта сегодня хочет просто не дать мне возможности говорить, рассказывать правду о них”, “я не сдамся, я буду бороться до последней капли крови”, “народ Молдовы готов выходить на акции протеста”. То есть линия поведения скрывающегося от правосудия за границей Илана Шора, выглядит ясной и чёткой – я “политический”, мне и моей семье угрожают, моя жизнь при возвращении в Молдову находится под угрозой. Ну а осенью, когда дело дойдёт до запроса об экстрадиции, в стране наверняка будет запущена серия протестных акций и митингов — чтобы лишний раз подчеркнуть “политичность” дела Шора.
Нужна ли властям экстрадиция Шора?

“Если вы подозреваете, что относительно вас может быть подан запрос об экстрадиции из Израиля, в первую очередь, необходимо обратиться к грамотному адвокату, специализирующемуся на подобных делах. Он поможет объективно оценить ситуацию, собрать необходимые улики и доказательства, и составить грамотный план действий”, — советует сайт израильской адвокатской конторы Яшара Якоби. Учитывая, что в 2017 году, после появления скандального отчёта Kroll, Илан Шор заключил договор с британской юридической компанией Byrne and Partners LLP для защиты своей репутации и обеления своего имиджа, а партнёрами этой компании являются всемирно известные адвокаты по гражданским и уголовным делам (среди защитников Шора был и британский королевский адвокат Джеймс Рамсден), у молдавских “безграмотных” прокуроров просто нет шансов против этих “акул правосудия”. Если Илан Шор потратил столько средств на защиту своей репутации, то уж при угрозе лишения свободы он скупиться точно не будет. Благо, из украденного миллиарда кое-что, судя по всему осталось. К тому же, как отмечают некоторые эксперты, бывшего оргеевского мэра уже может и не быть в Израиле (“может он уже вообще на каких-то островах?”) или же он может покинуть Израиль, как только запахнет жареным.

Как говорится на сайте компании Cofrance SARL, предоставляющей полный спектр юридических услуг в Европе, включая защиту от экстрадиции и исключение из базы Интерпола, существуют ситуации, когда страна, где находится обвиняемый, вправе отказать государству, выславшему запрос на экстрадицию. “Например, вас точно не вышлют из страны в том случае, если вы получили в ней убежище. Если это ваш случай, вы можете продолжать наслаждаться свободной жизнью в государстве: арендой яхт, вертолётными прогулками и прочими благами цивилизации”, — советуют в одном из материалов на тему экстрадиции. Так что не исключено, что Илан Шор ещё может обратиться к какому-нибудь государству за политическим убежищем. “В США по экономическим преступлениям, как правило, не сидят – там бьют за это долларом. Очень большими штрафами. Так делают богатые страны. Вот у нас арестовали и посадили на девять лет Филата – много кричали о извлечении им выгоды из влияния в деле о банковских нарушениях, пассивной коррупции и так далее, и что? Кто-то может сказать, что конкретно конфисковали у бывшего премьер-министра?”, — задаётся вопросом экс-прокурор Кишинёва Иван Дьяков. То же самое может быть и в деле Илана Шора, даже если его вернут в страну и посадят. Большую часть своего бизнеса в Молдове он продал ещё весной. Так, компания Dufremol, которая до недавнего времени была главным оператором беспошлинной торговли в РМ (12 магазинов) в апреле 2019 года была приобретена болгарским гражданином Марко Тодоровым. Был продан и роскошный особняк Шора в Кишинёве — за 3,5 млн. леев. Как говорил в одном из недавних интервью политолог Алексей Тулбуре, то имущество на которое недавно был наложен арест, — это слёзы, а всё самое ценное – миллионы, миллиарды – уже давно за границей. Сейчас в экспертном сообществе бытует две версии по вопросу о возможной экстрадиции Илана Шора. По первой – новые молдавские власти будут делать всё, чтобы вернуть бывшего оргеевского мэра в страну. Им нужно показать избирателям, которые поначалу предоставили “антиолигархической” коалиции достаточно высокий кредит доверия, но в последнее время уже начали роптать, серьезность своих намерений. Как сказал один из экспертов, “для этой власти очень важно, чтобы до нового года были какие-то успехи и подвижки в деле о краже миллиарда, поэтому она будет делать все возможное для экстрадиции Шора”. По другой же версии, экстрадиция Илана Шора в Молдову крайне невыгодна ПСРМ и блоку ACUM. Достаточно вспомнить его заявление годичной давности в адрес Майи Санду: “Я знаю, сколько ежемесячно вам платил Филат в конверте. Ведь это я давал ему деньги”. К тому же, как отметил один из политических аналитиков, “на недосягаемого за рубежом Илана Шора очень удобно всё валить”.

Источник: https://noi.md/ru

You may also like

0 %