Парламент принял в первом чтении законопроект о внесении изменений в действующее законодательство с целью либерализации операций на валютном рынке
Парламент принял в пятницу в первом чтении законопроект о внесении изменений в действующее законодательство с целью либерализации операций на валютном рынке. Как передает агентство «ИНФОТАГ», проект представил вице-президент Национального банка Марин Молошаг.
Поправки предусматривают, в частности, увеличение капитала частных Обменных валютных кассах (ОВК). Речь идет о повышении этого показателя со 100 тыс. леев до 500 тыс. леев, при условии, что ежедневно в кассе для операций с валютой будет минимум 400 тыс. леев.
«Это будет гарантировать клиенту обмен валюты в любом пункте», — заметил Молошаг.
Законопроект предполагает ежедневное изменение ОВК курсов покупки и продажи валют. На первом этапе НБМ будет менять курсы два раза на день – до обеда, и после обеда, как это практикуется в других станах.
«Если таких изменений курсов не делать, то это будет негативно влиять на курс, а также на величину комиссии, которую получают обменные пункты, как коммерческих банков, так и частных ОВК», — отметил Молошаг.
В ходе вопросов и ответов со стороны фракции Партии социалистов возник вопрос, в каком качестве законопроект представляет Марин Молошаг, который подал заявление об отставке с должности первого вице-президента НБМ, и которому осталось несколько дней работы в банке.
В ситуацию вмешался спикер парламента Андриан Канду, сообщив, что законопроект выдвинут правительством, а Молошаг представляет его в качестве одного из авторов, принявших участие в его разработке.
«Такая практика существует в РМ уже 25 лет, и в этом нет ничего необычного», — заметил Канду, попросив отключить микрофон депутату Боля.
Другой депутат от ПСРМ Владимир Головатюк увидел противоречие в том, что касается либерализации валютного рынка, считая, что «все проблемы на рынке наличной валюты исходят именно от ОВК».
«Знаете ли вы в НБМ, что в Кишиневе работают оптовые ОВК, оперирующие суммами сделок в 50 тыс. евро и выше? Это и есть те самые точки, которые создают нестабильность на рынке», — заметил депутат, которые много лет работал в НБМ.
Он обратил внимание на то, что многие страны на постсоветском пространстве обсуждают возможность отказа от практики работы частных ОВК. В некоторых странах Евросоюза также используются в основном только обменные пункты валюты в банках.
Марин Молошаг указал на то, что преследуемая цель поправок в законодательство имеет больше «позитива», чем «негатива».
«Мы в НБМ знаем об опыте работы ОВК в странах СНГ и Евросоюза. К примеру, в бывших социалистических странах, которые являются членами ЕС, ОВК используются довольно таки активно», — отметил Молошаг, сказав, что НБМ считает закрытие ОВК в РМ «преждевременным шагом».
Докладчик привел аргументы на этот счет, заметив, что в РМ еще достаточно высоким остается уровень использования долларов США и евро. Он сказал, что в страну поступает много валюты от трудовых мигрантов, которую важно абсорбировать и задействовать для интересов экономики.
«Для достижения этих целей и должна быть доступность населения к пунктам обмена валюты. Что касается объемов обмена валюты, то на 80% это делают банки, а остальная часть приходится на частные ОВК. А что касается территориального покрытия, то это соотношение выглядит уже по-другому, где доля ОВК существенно выше», — отметил Молошаг.
Он сказал, что НБМ не хотел бы возврата к черному валютному рынку, как это было в Молдове в начале 90-х годов ХХ века.