На что способен убийца компьютеров от Apple?
После выпуска первого iPhone Стив Джобс объявил о начале Post-PC-эры, которая ознаменуется смертью персональных компьютеров и их заменой мобильными устройствами. Однако спустя 10 лет компьютеры все также в ходу, а смартфоны и планшеты воспринимаются как дополнительный гаджет. Теперь Apple пошла еще дальше — и свой новый iPad Pro открыто противопоставляет компьютерам, якобы он мощнее, быстрее и удобнее.
С момента своего появления iPad воспринимался людьми как «большой iPhone», на котором можно делать все то же самое, только немного проще. Эдакая машина для потребления контента: просмотра фильмов, чтения новостей и книг, залипания в соцсети и игр. Некоторые, правда, пытались делать что-то серьезное, к примеру, Дэймон Албарн (Gorillaz) записал в 2010 году весь альбом The Fall на iPad, используя около 20 программ. Но это скорее исключение из устоявшегося положения вещей.
Спустя несколько лет в Apple решили, что iPad выходит за рамки «домашнего гаджета» для отображения рецептов на кухне и просмотра сериалов в поездках и у устройства гораздо больший потенциал. С целью расширения этих рамок был создан первый iPad Pro, в промо-материалах которого скромно говорили, что это не просто дорогая игрушка, а серьезный инструмент для работы. Правда, за три года существования линейки никто так и не поверил в его серьезность, воспринимая Pro как дорогую версию Air с поддержкой стилуса.
Новый Pro стал еще более «профессиональным», и теперь Apple в открытую противопоставляет свой планшет всем компьютерам. Заявка серьезная, потому что закрытость устройств Apple и iOS не дает в полной мере заменить рабочую станцию. Как и предполагалось, большинство проблем iPad Pro по-прежнему исходят от iOS, хотя шаги по их решению все же были предприняты и это не «просто большой iPhone».
Краев не видит
iPad Pro 2018 года получил самый серьезный редизайн за всю историю. Первое, что бросается в глаза, — экран. Его лишили тех здоровых рамок сверху и снизу, сделав их одной толщины по всей площади. Конечно, ни о какой безрамочности не идет речь, но благодаря наличию небольших рамок планшет все так же удобно держать в руках (хотя он и не реагирует на случайные нажатия ладонью). Поэтому он стал значительно компактнее: 12,9-дюймовая версия уменьшилась на 30 процентов, а в корпус 10,5-дюймовой версии смогли поставить экран на 11 дюймов. Для сравнения — старая версия Pro по размерам была точно такой же, как MacBook Pro 13, а сейчас его легко спутать с MacBook 12. С другой стороны, iPad Pro 12,9 все равно слишком большой, чтобы носить его за пазухой и пользоваться им в общественном транспорте. Если это критично, то стоит остановиться на 11-дюймовой версии, которая не будет вызывать такого шока в метро, как 12,9-дюймовая.
Также пропала и кнопка Home со сканером отпечатков Touch ID. Вместо них используются жесты и Face ID, привыкнуть к которым после iPhone легко. Хотя порой рука сама тянется вниз экрана, чтобы нажать кнопку Home. Работает все как на iPhone — свайп снизу закрывает приложение, свайп по нижней грани переключает между приложениями, свайп вниз с правого угла запускает «Пункт управления» и так далее.
С Face ID интереснее, потому что сканер не только подсказывает, когда камера перекрыта и стрелкой показывает где она, но и работает при любой ориентации экрана. С iPhone это не работает — при разблокировке смартфон нужно держать прямо, а iPad можно держать в любом положении — система распознает владельца. С помощью системы можно еще автоматически вводить пароли, а также оплачивать покупки через Apple Pay.
Ну и, следуя в остальном за iPhone, тут нет разъема для наушников. И даже переходника в комплекте нет, а «донгл» от iPhone не подойдет, ведь в iPad появился USB-C. В случае с устройством, которое часто будет использоваться для просмотра и монтажа роликов, это важное изменение, о котором нельзя не сказать.
Корпус при этом стал на манер iPhone 4 и все грани прямые. Есть мнение, что iPhone в 2019 году будут такими же угловатыми, хотя верится в это с трудом, потому что iPhone никогда не повторяли дизайн iPad. Толщина корпуса уменьшилась на миллиметр, из-за чего он теперь гнется очень легко (да и сам алюминий по ощущениям мягче), а некоторые покупатели уже из коробки получают гнутые планшеты. Единственное решение этой проблемы — носить планшет в чехле, который повышает жесткость устройства.
От Smart Cover со Smart Case решили избавиться, выпустив вместо них чехол Smart Folio, который крепится к задней крышке на магнитах (там же находится и коннектор для подключения аксессуаров). Поначалу такое соединение кажется слабым, но из-за того, что по всему корпусу раскидали около сотни магнитов, держится все достаточно крепко. Планшет можно хоть на холодильник повесить и он там закрепится намертво.
Невыносимая плавность
iPad Pro получил такой же Liquid Retina-дисплей (иными словами IPS), как у iPhone Xr, с плотностью 264 пикселя на дюйм. По яркости, цветопередаче и контрастности они очень похожи и к этому нет никаких претензий. Но есть одна деталь, которая выводит экран iPad на недосягаемый уровень. Речь о технологии ProMotion, которая добавляет поддержку 120 кадров в секунду. Это нельзя передать на видео (если оно не записано в 120 fps, конечно), поэтому стоит лично найти где-то новый iPad, чтобы понять о чем вообще речь. При первом запуске такая плавность интерфейса шокирует, особенно после долгих лет использования старых iPad. А как привыкаешь становится грустно от того, что такой же технологии нет в телефонах (за исключением, разве что, RazerPhone).
Вместе с этим новые Pro — самое мощное мобильное устройство на рынке. С процессором A12X и 4 гигабайтами оперативной памяти (в версии на 1 терабайт их 6) лагов при работе вообще нет. Все открывается моментально, а загрузка больших файлов занимает несколько секунд. С тяжелыми играми история такая же и все запускается еще быстрее, чем на iPhone Xs. В Apple сравнивают свой планшет с Xbox One S, якобы он может выдавать графику схожего уровня, но подобных игр для него пока нет. Да и сложно представить, что для iPad начнут портировать игры вроде Red Dead Redemption 2 и Assassin’s Creed. Пока была показана лишь специальная версия NBA 2K.
Впрочем, такая мощь нужна не для запуска игр, а для работы с тяжелыми проектами. На презентации показали, как iPad легко обрабатывает файл в Photoshop с десятками слоев весом три гигабайта без единого лага, моментально приближая и отдаляя изображение. Если в реальности все работает так же быстро (ведь полноценный Photoshop для iPad пока не вышел), то это очень впечатляет, потому что многие компьютеры с гораздо меньшими файлами начинают тормозить.
В Apple совершенно справедливо заявляют о том, что iPad Pro мощнее большинства компьютеров и ноутбуков. Так, на iPad конвертация 50 RAW в JPG занимает 59 секунд, когда как на Surface 6 — 1 минута 35 секунд, на MacBook Pro 13 — 1 минута 36 секунд, а на Dell XPS 13 с Core i7 — 2 минута 01 секунда. Рендеринг 12-минутного 4К-видео с переводом в FullHD через Adobe Premiere Rush занимает на планшете 7 минут 47 секунд, а на MacBook, Surface и Dell — больше 25 минут.
При этом время работы от одного заряда аккумулятора не изменилось — и в Apple обещают 10 часов активной работы планшета. В реальности цифры больше и при использовании браузера планшет может проработать больше 13 часов. При расслабленном использовании (пара часов роликов и фильмов, работе с текстами, общении в мессенджерах) он проработает около трех-четырех дней.
Ну и камера… Она в iPad Pro есть и даже не самая плохая — на 12 мегапикселей и поддержкой Smart HDR. Но камера — это последнее, что волнует при работе с таким 13-дюймовым планшетом. Но она тут есть, делает снимки уровня прошлых iPhone, очень сильно выпирает, а больше о ней знать ничего и не нужно.
Странный тип
Главный шаг навстречу тем самым «профессионалам» — переход от Lightning к USB-C (без поддержки Thunderbolt). Причем этот разъем здесь практически такой же функциональный, как и на MacBook и даже поддерживает все те переходники от сторонних производителей. К iPad можно подключить внешний монитор, USB-накопитель (с рядом оговорок), клавиатуру, камеру для передачи данных, iPhone для зарядки и много чего еще, о чем даже не знают пользователи и журналисты, потому что Apple не оглашает полный список совместимых устройств.
Если взять идеального, по мнению Apple, пользователя, то ему всех этих возможностей более чем достаточно. К примеру, провел он фотосессию, подключил камеру к iPad по USB-C, скинул все фотографии, запустил здесь же Lightroom и начал с ними работать. И вроде выглядит это как лучшее мобильное решение для работы, но так как Apple позиционирует iPad как убийцу ПК, то и спрос с него будет, как с компьютера.
«Неидеальный» пользователь сразу заметит неладное. Во-первых, если снимать в JPG+RAW, то отправить на обработку можно только один из файлов. В таком случае проще закинуть все сперва на компьютер, а уже потом, если есть желание, отправить все на iPad. К тому же, нельзя работать с файлами, не перенося их во внутреннее хранилище планшета. То есть нельзя подключить камеру и из Lightroom выбрать нужные снимки — сперва ты должен скинуть все в приложение «Фото». Да, можно настроить автоудаление оригинала после его обработки и сжатия, но перед этим все равно нужно озаботиться наличием свободного места.
При работе с накопителями у iPad вообще много сложностей. Он может работать с флешками и внешними HDD, но «из коробки» способен выгружать лишь фотографии. Если нужно перекинуть какие-то иные файлы, вроде презентаций или CAD-модель, то Apple отправляет пользователя к сторонним разработчикам, чтобы он там сам разбирался что и как ему делать.
Как уже было сказано выше, скорость рендеринга видео в Adobe Premiere Rush поистине безумная. Вот только выводить на iPad можно лишь FullHD-ролики. То есть монтировать видео в 4К можно, но на выходе все равно получится FullHD. К тому же при работе с видео в целом не так много альтернатив, потому что Apple не стала портировать собственный редактор Final Cut Pro X.
Для иллюстраторов и художников ситуация проще, потому что и софта для рисования полно, и Apple Pencil стал еще лучше (но его нужно обновлять, потому что первая версия не поддерживается). К iPad он теперь подсоединяется на магнитах и так же заряжается. На корпусе «пера» появилась сенсорная зона, при двойном нажатии на которую можно переключать инструменты. Причем разработчики сами вольны решать, что будет переключаться по тапу, и здесь нет жестких ограничений. В одних приложениях можно быстро выбрать ластик, в других — вызвать дополнительное меню, а в третьих вообще дают пользователю самому выбрать, что ему необходимо. Удобно еще и то, что если провести стилусом по заблокированному экрану, сразу открывается приложение «Заметки» для рукописного ввода без необходимости разблокировать планшет.
Впрочем, художники не жаловались на работу и со старым iPad Pro. В сети тысячи удивительных работ, сделанных на iPad в приложениях, вроде ProCreate. Один из последних подобных примеров — обложка и тизер альбома Muse Simulation Theory, полностью сделанные на iPad с Apple Pencil.
Клавиатуру Smart Keyboard не поменяли, и она все также вызывает много боли у человека, который работает с текстом. Дело даже не в размере клавиш или их отклике (к ним можно привыкнуть, хотя для этого требуется время), а в самой раскладке. Почему-то в Apple решили, что для iPad нужно создавать какие-то особенные клавиатуры, для которых нельзя поменять комбинации клавиш и раскладку. Поэтому для переключения языка нужно нажимать отдельную кнопку вместо привычных CMD+Пробел/Alt+Shift, а чтобы поставить точку или запятую нужно зажимать Shift+6 или Shift+7 на манер Mac. Но на Mac можно поменять раскладку и даже загрузить кастомную со специальными символами, а на iPad этого сделать нельзя. И если ты привык ставить длинное тире на компьютере с помощью Alt+Знак минус (как на большинстве кастомных раскладок), то с iPad переучивайся на Shift+Alt+Знак минус.
***
Все вышесказанное выглядит как мелкие придирки, но работа с iOS заставляет переучиваться и ломать процессы, доведенные до автоматизма за годы работы. Для человека, который не просто листает соцсети и смотрит сериалы за компьютером, а работает, такие мелкие изменения в работе играют ключевую роль. Зачем вообще менять рабочий компьютер (на чем настаивает Apple) на устройство, которое ставит пользователя в рамки и не дает никак за них выйти?