Проект «Оливье»: Чем потчевали себя в Новый год?
Пока одни в предновогодние часы готовили оливье в немыслимых объемах, другие клеймили этот кулинарный казус совсем не французского происхождения «духовной скрепой» постсоветского человека. Как бы там ни было, очевидно одно — и те, и другие демонстрируют неизбывный интерес к традиции праздничного застолья, и это уже о многом говорит.
«Лента.ру» решила узнать, как за последние четверть века изменились гастрономические привычки жителей бывшего СССР, что произошло с хрустальной посудой, некогда олицетворяющей «красивую жизнь», и как россияне справляются с тягой к «санкционным» продуктам. Мы попросили из разных стран и городов сфотографировать в последний день ушедшего года свой праздничный стол и рассказать, чем они руководствовались, составляя новогоднее меню.
Главное блюдо вечера — жареную утку — поместили в центр кухонного стола, которым мы решили обойтись в этом году. Птицу быстренько разделали и разложили по тарелкам, а на освободившееся место поставили салаты и закуску. Конечно, был оливье — это уже традиция.
Мы с мужем уже пять лет живем в Ирландии. За это время в нашей жизни многое стало другим, но тазик с оливье на Новый год остался неизменным. Благо почти на каждом углу есть польские магазины, в которых продаются традиционные для постсоветского пространства продукты.
Празднование Нового года совпало с подготовкой мужа к серьезным международным спортивным соревнованиям, подразумевающей правильное питание. От селедки под шубой, крабового салата и других блюд, вкус которых переносит куда-то далеко в детство, к сожалению, пришлось отказаться. Но про оливье и мандарины на семейном совете решили: они однозначно должны быть!
В честь года Петуха мы решили обойтись без блюд из любимой всеми курятины. Из-за этого наш новогодний стол получился очень рыбным и морским. Главное место занял бурый рис, по-хитрому запеченный в тыкве. А красная икра для нас — это не просто привычный праздничный деликатес. Она напоминает о дедушке, никогда не возвращавшемся из продолжительных командировок без пары баночек с икрой.
Традиционным новогодним угощением в нашей семье всегда был торт «Улыбка негра». Мы готовим его по особому рецепту, бережно хранимому на старом тетрадном листке, который достался мне от мамы, а ей — от моей бабушки.
Для меня этот торт стал символом праздника. Без «Улыбки негра» Новый год не состоится! В детстве я смотрела, как его пекут, и с нетерпением ждала момента, когда смогу попробовать это сладкое чудо. А теперь я сама радую любимых этим вкуснейшим десертом.
И какое же праздничное застолье без бутылочки доброго домашнего вина? Сколько себя помню, гостей на праздниках угощали виноградным вином собственного приготовления. Потом бабушка садилась за пианино и играла любимые мелодии, песни, классику. Ее не стало 13 лет назад, но милые сердцу традиции сохранились.
Это первый в моей жизни вегетарианский Новый год. На столе салат оливье с пшеничной колбасой и перепелиными яйцами, соевый холодец и жареный тофу. На десерт — желейный слоеный торт на агар-агаре и сладкая орехово-конфетная миска. А главная радость новогоднего стола — доесть его первого января.
Месяц назад я рассказывала в американском колледже, как празднуют Новый год в России. Шампанское, подарки под елкой, оливье — обязательные ингредиенты праздника, говорила я. И вот мы в Нижнем Новгороде. Бой курантов, друзья, которых полгода не видели, впереди — поездка к родителям. Все-таки самое главное на Новый год — это близкие люди. Можно даже и без салата. Хотя без него почему-то не получается.
Новогодний стол в квартире моих бабушки и дедушки, родителей моей мамы. Ей было восемь, когда она впервые попробовала оливье. Это было летом на дне рождения у кого-то из дальних родственников. В саду накрыли столы, было много гостей, и из всех угощений ей запомнилось только он. Дома оливье почему-то не готовили даже на Новый год. Во время учебы в институте мама узнала на студенческом новогоднем столе тот самый салат. После этого ее усилиями он потихоньку вошел в праздничное меню нашей семьи, и теперь ни один праздник без оливье не обходится.
Новогодний стол собрали наспех в последний момент. Мы находились совсем рядом с центральной площадью и периодически бегали посмотреть, что же там делается. Праздник получился насыщенным: покормили полицейских с главной площади рафаэлками, подобрали собаку. Оказалось, что среди нас нет ни одного коренного жителя Иркутска: кто-то приехал из Нижнего Новгорода, кто-то из Москвы, а кто-то — из города Тулун в Иркутской области.