АналитикаГлавные новостиНовости

Десять прогнозов на 2017 год: Европейская интеграция vs российская пропаганда

С момента инаугурации нового президента Игоря Додона 23 декабря 2016 года европейская интеграция вступает в Молдове в совершенно уникальную фазу. Это объясняется „геополитическим расколом”, при котором внешнеполитические взгляды президента отличаются, с геополитической точки зрения, от взглядов парламентского большинства и правительства.

Всё происходившее в молдавской политике до 2016 года носило, скорее, единообразный характер с точки зрения поведения политических институтов. В период правления коммунистов (2001–2009 годы) политическая повестка дня была многовекторной, но она всегда поддерживалась по вертикали всеми ветвями и институтами власти. Период проевропейских правлений (2009–2014 годы), серьёзным потрясением для которого стал распад олигархического тандема Филат–Плахотнюк, был сосредоточен вокруг европейской повестки дня. Президентство Додона нарушает эту закономерность и выводит на первый план геополитическую дихотомию, заметную в молдавской политической системе. В рамках этой дихотомии, президент является евроскептиком, а правительство и парламентское большинство – проевропейцами. Это геополитическое давление будет оказывать качественное влияние на европейскую интеграцию страны на протяжении 2017 года. Проевропейские силы, присутствующие в политических учреждениях и находящиеся вне политической системы, то есть неправительственный сектор, средства массовой информации и т.д., пройдут проверку на прочность своих проевропейских убеждений. Конечно, ничто не может кардинально измениться до парламентских выборов-2018, но тенденции обретут свои очертания на протяжении 2017 года.

В то же время, европейскую повестку Молдовы ни в коей мере не следует рассматривать отдельно от взлётов и падений европейской интеграции внутри Евросоюза или от ситуации в соседних странах – в Румынии и Украине.

10 главных прогнозов на 2017 год

1. Геополитизация внутренних межинституциональных конфликтов

Президент Игорь Додон предпримет действия против проевропейских властей, согласованные с социалистической оппозицией в парламенте. Его задача будет осложняться ограниченностью президентских полномочий. Но, будучи использованы эффективно и максимально интенсивно, эти немногие полномочия принесут значительные политические дивиденды. Додон будет стремиться блокировать законопроекты, которые, по его мнению, являются пагубными для Молдовы, обвиняя европейские/западные институты в том, что они навязывают эти проекты Молдове. Очевидно, что институт президента станет оплотом пророссийских сил. Ведь Додон хочет окончательно монополизировать симпатизирующий России сегмент избирателей. Наилучшим способом сделать это является показать, как президентство Додона возрождает то, что было разрушено проевропейскими властями. Додон сознательно игнорирует тот факт, что именно Россия испортила отношения с проевропейскими властями Молдовы, Грузии и Украины.

2. Возрождение правящих партий

Речь идёт конкретно о Демократической партии, которая использует геополитическую дихотомию, оформившуюся с приходом Додона на пост президента, чтобы укрепить свои позиции и политический имидж. Пока неясно, насколько синхронизированными являются или могут быть действия Игоря Додона и Влада Плахотнюка, но уже очевидно, что часто эти действия будут связаны между собой и будут постоянно оказывать влияние друг на друга. Кроме того, демократы вынуждают непарламентскую оппозицию найти ещё одну мишень для своей критики, которая ранее была сосредоточена главным образом на властях, координируемых Плахотнюком.

3. Сплочение несистемных проевропейских сил

Перед лицом реальных или воображаемых рисков, связанных с президентством Додона, проевропейские силы вынуждены будут сплотиться уже против двух противников. Так, непарламентской оппозиции с проевропейскими взглядами придётся как противостоять властям во главе с олигархическими группировками, так и противодействовать президентству Игоря Додона. От успеха этой реорганизации будет зависеть и степень привлечения оппозицией на свою сторону избирателей с прочными антидодоновскими взглядами (к которым относятся и сторонники унионизма).

4. Геополитическое смешение в публичном дискурсе

В публичном дискурсе будет присутствовать всё больше информации и образов о процессах в рамках Евразийского экономического союза, представленных в позитивном ключе. Президентство Додона обеспечит постоянный канал для связи (политического дискурса), который общественное мнение не сможет игнорировать и будет реагировать на него с симпатией, разочарованием или враждебностью. Все дороги теперь будут вести в Москву, а не в Брюссель. Такое восприятие укоренится в общественном мнении, вопреки повседневной реальности, в которой именно европейцы предоставляют поддержку и требуют проведения внутренних реформ, наряду с другими партнёрами по развитию.

5. Укрепление диалога с Востока

В результате прихода Додона на пост президента станет больше контактов со странами Евразийского экономического союза. Новому президенту удастся получить от ЕС не слишком многое, потому ему придется компенсировать эту ситуацию обещаниями и различными бонусами от Владимира Путина, Александра Лукашенко и других. Фактически, в то время как ЕС будет поддерживать необходимые Молдове реформы, Додон попытается восстановить российское влияние, которое часто несовместимо с духом реформ, вдохновляемых Соглашением об ассоциации.

6. Усиление российской пропаганды

Благодаря пророссийскому президенту российская пропаганда станет более выраженной, так как она постоянно будет эксплуатировать эпизоды межинституционального геополитического конфликта. До сих пор целью проводимой Россией информационной войны была критика коррумпированных проевропейских властей. Приход на пост президента пророссийского политика Игоря Додона сделает российскую пропаганду более адресной и, следовательно, более комплексной и эффективной. Молдова больше не будет рассматриваться как единое целое, а внимание пророссийской пропаганды будет сосредоточено на партиях, оппозиции, неправительственном секторе, продвигающих европейскую повестку дня, и на их компонентах.

8. Дезориентированная европейская интеграция

Трудно ожидать лёгкого пути для реформ, связанных с европейской повесткой дня. Помимо существующих структурных недостатков (нехватка людских и финансовых ресурсов), процесс европейской интеграции будет отмечен попытками проевропейских властей жульничать под европейским флагом (пример: спорный закон о „либерализации” капитала) и нападками со стороны президента Додон, сопровождаемыми усилением российской пропаганды.

9. Параллельные отношения с соседними странами

Молдова будет иметь параллельные отношения с соседними странами. Ведь правительство и парламент будут вести свой диалог с Румынией и Украиной, а Додон – свой, совершенно отдельный. Проблема заключается не только в том, что институт президента оказывается под контролем другой политической партии, но и в том, что (гео-)политические взгляды Додона резко контрастируют с взглядами властей, координируемых ДПМ. Именно в таких условиях будут развиваться отношения с Румынией и Украиной, у которых будут различные по важности, содержанию и доверительности каналы связи с Молдовой.

10. Холодная дружба между Россией и ЕС

Результаты выборов во Франции весной 2017 года окажут значительное, но не кардинальное влияние на европейскую сплочённости перед лицом России. Если Ангела Меркель одержит победу в Германии, то баланс сохранится, поскольку скептически настроенные в отношении России станы всё ещё преобладают внутри ЕС. Однако холодная дружба между ЕС и Россией возможна, если США развяжут узел санкций, а украинские власти не проведут реформ, которых требует от них Брюссель. Ведь Евросоюз не сможет проводить эффективную политику санкций против России, если США выйдут из игры, или если Украина повторит  „молдавский сценарий” в виде дискредитации проевропейских сил. Более того, холодная дружба между Россией и ЕС может стать вынужденным следствием ситуации в Сирии и положения на рынке углеводородов, где Москва увеличивает свои преимущества.

Вместо заключения

Переход поста президента к Додону вовсе не случаен, он является следствием неудач проевропейских властей. Несмотря на реальную и обширную поддержку со стороны ЕС, проевропейские власти не отказались от коррупционных практик, которые они усовершенствовали и адаптированные к реалиям, построенным на новых принципах (прозрачность, ответственность и т.д.).

В то же время, президентство Игоря Додона является следствием региональных реалий, где разделяемый Додоном и его сторонниками евроскептицизм завоёвывает всё более прочные позиции. Российская пропаганда, сопровождаемая агрессивной и даже насильственной внешней политикой Москвы, прямо способствовала разжиганию антиевропейских настроений по соседству с ней и в 28 политических центрах Евросоюза. Но это в значительной мере объясняется запаздыванием старых политических систем Германии, Франции, Австрии и Нидерландов в такой сфере, как быстрая адаптация к внутренним и общеевропейским реалиям, изменчивым и недружественным.

В ближайшие годы европейской интеграции Молдовы предстоит пройти проверку на зрелость, а первые испытания состоятся уже в 2017 году. Поэтому ЕС должен наладить более эффективную коммуникацию и быть верным сторонником гражданского общества Молдовы. В то же время, неправительственный сектор и средства массовой информации должны будут показать свою настоящую позицию в отношении Евросоюза. Ведь европейская интеграция Молдовы возможна только в том случае, если у неё будет достаточное количество местных союзников и сторонников. И, наконец, благодаря Додону, Россия возвращается в состязание за умы и сердца молдавских граждан, в котором ЕС, несмотря на преимущества, не удалось занять прочные позиции.

Источник: ipn

You may also like

0 %