Гордиев узел: чем молдавской власти неугодны форматы приднестровского урегулирования?
Депутат парламента от PAS Лилиан Карп подтвердил, что власти Молдовы намеренно отказались от ведения переговоров с Российской Федерацией по Приднестровью в формате 5+2.
Это само по себе не новость: приднестровская сторона уже много раз сетовала на то, что диалог пропал.
«Формат 5+2 нежизнеспособен для решения Приднестровской проблемы. Россия пыталась — было несколько попыток — реанимировать его, но сколько времени Россия является государством-агрессором, мы и мысли не имеем садиться за стол переговоров. Мы не думаем, что формат эффективен и может дать результаты, потому что за 30 лет он создал больше проблем, чем предоставил инструментов разрешения», — заявил Карп.
Что ж, стоит заметить, что формат 5+2 был принят именно по настоянию наших дражайших западных «партнеров». Россию вполне устраивал старый формат 3+1, в котором Молдова, Приднестровье и Москва выступали сторонами переговоров при наблюдении со стороны Украины.
Но Кишинев такой формат не устраивал, и во второй половине нулевых началась активность по его трансформации, попытки включения туда ЕС, США и ОБСЕ (а так эти ребята «политикой вообще не занимаются») с известной целью — разжижения и снижения роли России.
Как вы считаете, где легче найти устраивающий всех компромисс — в группе из трёх человек, или в группе из семи человек? Очевидно, что троим людям легче прийти к общему знаменателю, нежели семерым, так что формат 5+2, который проталкивали предшественники PAS, изначально смотрелся сомнительным, он был придуман не для того, чтобы упростить переговоры, но чтобы изрядно усложнить их.
И вот сейчас Карп говорит, что формат «не работает» — но это было очевидно с самого начала! То есть, сами завязали такой хитрый узел, пытаясь и «рыбку съесть и на елку сесть» (получать деньги от Запада и двигаться в сторону НАТО, но при этом настаивать на территориальной целостности, хотя давно очевидно, с точки зрения прозападного молдаванина, что непризнанная ПМР — просто чемодан без ручки, который бросать не хочется э, но неудобно нести, и потому все-таки лучше бросить), а теперь — «нет решения», «рубим гордиев узел».
Ну так самое время, наверное, и свои ошибки также проанализировать, а не сетовать на то, что «нет инструментов разрешения», потому что инструменты надо было самим создавать. Правда, сейчас появился «инструмент» — дубина украинской армии, которой, как злым волком, пугают всех вокруг. Но прямо Карп об этом, конечно, не скажет. А между строчек сие обстоятельство очень даже читается.