Главные новостиНовостиОбществоПолитика

Зачем Тараклии особый статус?

Президент Болгарии Росен Плевнелиев на встрече в Нью-Йорке с премьером РМ Павлом Филипом выразил надежду, что ожидаемая в Молдове административно-территориальная реформа не приведет к уничтожению Тараклийского района. Его сохранение гарантирует законопроект «Об особом национально-культурном статусе Тараклии», который находится в парламенте в ожидании заключения Венецианской комиссии. Отправку его на европейскую экспертизу инициировал спикер Андриан Канду. NM разбирался, зачем болгарам Молдовы особый статус и есть ли у них шансы его получить.

https://i.ytimg.com/vi/G1HYeEmWR20/maxresdefault.jpg

Встреча Филипа и Плевнелиева состоялась на прошлой неделе на полях Генассамблеи ООН в Нью-Йорке. Плевнелиев, по информации пресс-службы президента Болгарии, сообщил молдавскому премьеру о планах Софии преобразовать Тараклийский университет в филиал болгарского вуза, и обсудил с Филипом вопрос открытия в Тараклии консульства Болгарии.

Обсуждая тему «молдавских болгар», Плевнелиев также выразил надежду, что административно-территориальная реформа, которую готовят в Молдове, не приведет к уничтожению Тараклийского района, «где сконцентрировано болгарское национальное меньшинство».

На полпути

В Тараклийском районе, согласно данным переписи населения 2004 года, проживает 44 000 человек. Из них 65,6% — этнические болгары. На юге Молдовы они уже более 200 лет добрососедствуют с гагаузами, традиционно поддерживая друг друга в отношениях с центральными властями. Однако в отличие от гагаузов, болгары стали выдвигать Кишиневу требования об особом статусе лишь несколько лет назад.

В 2013 году, а затем годом позже советники Тараклийского райсовета и члены болгарских общин направили в адрес парламента Молдовы обращения с просьбой разработать и принять законопроект «Об особом национально-культурном статусе Тараклийского района». Основная причина — опасения относительно возможной ликвидации района при проведении административно-территориальной реформы, как это уже было в 1998 году. Тогда Тараклийский район был включен в состав Кагульского уезда.

В своих обращениях болгары высказывали обеспокоенность тем, что в случае ликвидации или раздробления Тараклийского района будут уничтожены «сохраненные веками […] языковые, образовательные и культурные ценности и традиции». Болгары требовали гарантий сохранения национального района, подчеркивая, что его ликвидация будет нарушением международных обязательств Молдовы в области защиты прав национальных меньшинств.

В ответ на обращение болгар депутаты от Партии коммунистов (ПКРМ) разработали проект поправок в закон «Об административно-территориальном устройстве РМ», который был зарегистрирован в парламенте в январе 2015 года. Законопроект предусматривал присвоение национально-культурного статуса «районам, имеющим особое значение для национальной экономики или для истории и культуры государства». В пояснительной записке подчеркивалось, что речь идет главным образом о Тараклийском районе.

В апреле 2015 года парламент принял законопроект в первом чтении голосами коммунистов, социалистов и демократов. Либералы отказались за него голосовать, увидев в законопроекте «руку Москвы», которая нацелена на создание еще одного «очага нестабильности» в Молдове». Тараклийцев либералы обвинили в сепаратизме.

В ответ коммунисты пообещали разработать еще один законопроект, в котором более подробно и конкретно будут прописаны права Тараклийского района в рамках особого статуса.

Обещанный законопроект «О национально-культурном статусе района Тараклия» был зарегистрирован в парламенте 12 ноября 2015 года. Однако до рассмотрения депутатами проект так и не дошел. Спикер Андриан Канду решил для начала отправить его на оценку в Венецианскую комиссию (ВК), объяснив это чрезвычайной важностью предлагаемых территориально-административных изменений.

Между тем, в феврале 2016 года, правительство дало отрицательное заключение по первому законопроекту, считая, что он противоречит Конституции РМ, а у болгар страны и без того есть все условия для развития и сохранения своей культуры.

Венецианская комиссия тем временем, прежде чем дать свое заключение, решила разобраться в вопросе на месте. Эксперты ВК находились в Молдове 12-15 сентября, встретились с авторами законопроекта, членами парламентских комиссий — юридической и по региональному развитию, представителями Бюро межэтнических отношений, а также побывали в Тараклии.

Встречи носили консультативный характер и проходили за закрытыми дверями. О содержании дискуссий в Венецианской комиссии говорить отказались. В пресс-службе ВК NM сказали, что заключение по законопроекту будет опубликовано в декабре, а до этого времени эксперты ВК не будут излагать свое мнение по этому вопросу с учетом предвыборной ситуации в стране.

Что особого

В пояснительной записке к законопроекту «О национально-культурном статусе Тараклийского района» говорится, что он нацелен на сохранение национальной самобытности болгар, гарантированное представительство жителей района в законодательных и исполнительных органах страны, развитие сотрудничества между Молдовой и Болгарией. Но главное — он предоставляет гарантии сохранения Тараклийского района. В шестой статье законопроекта указано, что «при проведении административно-территориальных преобразований Республика Молдова гарантирует сохранение, целостность и полноценное функционирование национально-культурного района Тараклия в его существующих границах».

Фото: Марина Шупак

При этом среди прав, прописанных в законопроекте, нет ни одного, которым бы тараклийцы не обладали сейчас: право обращаться в органы законодательной и исполнительной власти РМ, представляя свои национально-культурные интересы, право получать и распространять информацию на болгарском языке и др.

В законопроекте также подчеркивается, что придание району особого национально-культурного статуса не должно наносить ущерб интересам других этнических общностей. К примеру, зампредседателя района должен в обязательном порядке избираться из числа советников неболгарской национальности. Авторы законопроекта также предлагают создать при районном совете Тараклии постоянно действующую Комиссию по межнациональным отношениям, которую будет возглавлять советник неболгарской национальности.

Университет

Одна из основных целей законопроекта — сохранение болгарского языка и развитие образования на нем. Эта задача во многом связана с единственным в Тараклии университетом, основной язык обучения в котором — болгарский. Его ректор Мария Пасларь сказала NM, что главная миссия университета — «сохранение и развитие родного языка, культуры и истории болгарского народа».

Тараклийский университет имени Григория Цамблака был создан в 2004 году по инициативе болгарской общины Молдовы. Соглашение о его создании подписали президенты Молдовы и Болгарии. В соответствии с соглашением, Болгария оказывает финансовую помощь университету, в том числе на стипендии учащимся. Сейчас в нем обучаются 220 студентов.

По словам Марии Пасларь, Болгария ежегодно командирует в университет преподавателей болгарского языка и литературы. Ректор также отметила, что студенты университета — не только этнические болгары. «У нас обучаются и русские, и гагаузы. Они успешно овладевают болгарским языком, и впоследствии многие из них продолжают обучение в университетах Болгарии», — рассказала Пасларь. Она добавила, что с некоторыми из таких студентов университет заключает договор о том, что после окончания докторантуры в Болгарии они вернутся преподавать в Тараклию.

В прошлом году министерство просвещения РМ разработало проект оптимизации вузов, согласно которому Тараклийский университет может стать филиалом Кагульского. Пока это только проект, однако руководство района и университета всерьез этого опасается. К обсуждению вопроса подключились власти Болгарии. В апреле этого года Молдову посетила делегация минпросвещения Болгарии, которая начала переговоры о придании Тараклийскому университету нового статуса — филиала болгарского вуза.

Под оптимизацию уже попал суд Тараклии — с января 2017 года жителей района будет обслуживать суд Кагула.

Музей

Еще одним аргументом в пользу особого национально-культурного статуса в Тараклии называют опасения за сохранность истории и традиций молдавских болгар. Тараклийский музей культурного наследия — единственный в Молдове музей истории болгар страны — располагается в здании бывшего детсада. Здание, к которому ведет неасфальтированная дорога, не отапливается.

Фото: Марина Шупак

Директор музея Валентин Кулинский — один из представителей района, которые принимали участие в разработке законопроекта. «Если у болгар Молдовы не будет особого статуса, сохранить свою историю и культуру им будет сложно», — считает он.

Музей был открыт в 2013 году. Можно сказать, что создан он был и работает на энтузиазме трех его сотрудников, включая директора. Экспонаты музея они собирали, обратившись с призывом к местным жителям. Стенды тоже сделаны их руками с помощью обоев, клея и фломастеров. В музее два выставочных зала, но они так малы, что экспонаты буквально нагромождены друг на друга.

«У местных властей нет денег на обустройство музея», — сетует Кулинский. Он уверяет, что готов участвовать в конкурсе на получение гранта, но таких конкурсов нет. «Мы обращались не один раз в минкультуры — музей ведь официально зарегистрирован в министерстве, но все без толку», — отметил Кулинский.

Впрочем, несмотря на трудности, он уверяет, что музей необходим району и болгарам. Как отметил Петр Малик — один из сотрудников музея, около 40 лет проработавший преподавателем истории в школе, ни в одном из учебников истории Румын, по которым учатся в молдавских школах, ничего нет об истории болгар Молдовы.

Взгляд со стороны

В поддержку особого статуса Тараклии ранее высказывалась делегация ЕС в Молдове. Об этом говорил на праздновании Дней славянской письменности и культуры в Тараклии в мае этого года глава политического и экономического отдела делегации ЕС Вихер Слагтер. «Тараклийцы — граждане Республики Молдова. При этом они представляют болгарское меньшинство, и у них есть право сохранять свои традиции и культуру. Разнообразие должно быть ценностью в Молдове», — считает Вихер Слагтер.

Другое мнение высказал Томаш Хорбовски, директор Информационного центра для местных властей, открытого в Яловенах при финансовой поддержке правительства Польши и Агентства США по международному развитию (USAID).  «Мы говорим, что если бы у Тараклии был особый статус, то она развивалась бы иначе. Но порой мне кажется, что это просто отговорка для тех, кто не использует уже существующие возможности, например, не подает заявки на получение грантов», — отметил Хорбовски.

По его мнению, все было бы проще, если бы тараклийцы были более активными, а Молдова ратифицировала бы, наконец, Европейскую хартию региональных языков или языков меньшинств. Этот документ наделяет регион, в котором проживает более 30% лиц определенной национальности, дополнительными культурными правами.

Молдова подписала эту хартию в 2002 году. С тех пор Совет Европы неоднократно рекомендовал властям РМ ее ратифицировать. Глава Бюро межэтнических отношений Олег Бабенко объяснил NM столь длительную задержку тем, что ратификация — «сложный процесс, который требует всеобъемлющего подхода». Подобное мнение в беседе с NM высказал и министр юстиции Владимир Чеботарь.

Рекомендательный характер носят и заключения Венецианской комиссии. Глава парламентской комиссии по региональному развитию и публичному управлению Виолетта Иванова сказала NM, что после получения заключения ВК законопроект об особом статусе Таракции рассмотрят в комиссии. Каким будет ее решение, Иванова сказать не может, поскольку, по ее словам, в комиссию входят представители всех фракций и мнения у них по законопроекту разные. «Депутаты от Либеральной партии, например, категорически против», — отметила она, отказавшись говорить о позиции представителей других фракций. Но «шансы у законопроекта есть», считает глава комиссии.

Фото: Марина Шупак

Исполнительный директор Ассоциации за демократию через участие Игорь Боцан отметил в беседе с NM, что в позиции парламентских партий по этому вопросу нет никакой тайны: «Коммунисты и социалисты выскажутся за инициативу, а либералы и либерал-демократы — против». «А вот позиция демократов и бывших коммунистов, то есть судьба законопроекта, будет зависеть от того, что скажет главный координатор страны [первый зампред Демпартии] Владимир Плахотнюк», — полагает эксперт. Он также считает, что принятие законопроекта не повлечет за собой каких-либо существенных изменений в обществе за исключением того, что Либеральная партия будет использовать «болгарский вопрос» в своих идеологических целях.

Тем временем, пока некоторые политики считают, что законопроект об особом статусе Тараклии потворствует сепаратизму, она и так «отделена» от центра на житейском уровне: уехать на общественном транспорте из «столицы» молдавских болгар после 15.30 невозможно. «Доберитесь на попутке до Балабановской трассы. Там больше шансов поймать машину на Комрат или Кишинев», — посоветовали корреспонденту NM местные жители.

Марина Шупак

You may also like

0 %