Лидеры и спойлеры президентских выборов в Молдове
«Борцы» и «олигархи» — чья возьмет?
Главное противостояние «хороших» и «плохих» кандидатов на предстоящих 30 октября выборах президента Молдовы, что уже очевидно, будет строиться на позиции «за» или «против» олигархической власти. Геополитическое деление электората сохраняется, однако оно уступает «модному» тренду, укрепившемуся в прошлом году во время массовых акций протеста. Спрос рождает предложение – использовать его стало выгодно.
В то же время примерно равные до сих пор пропорции геополитических предпочтений населения изменились в пользу Востока – без особых усилий России. Молдавские власти сделали все от них зависящее, чтобы европейская мечта молдаван изрядно потрепалась и казалась уже не столь привлекательной, как еще 5-7 лет назад.
Попытка западных партнеров представить Молдову как единственную в своем роде «историю успеха» на постсоветском пространстве не увенчалась этим самым успехом. Поэтому тактика меняется: при сохранении опоры кандидатов на два основных геополитических вектора, эти выборы призваны показать также разницу между «правильными» и «неправильными» проевропейцами.
Поспешишь – людей насмешишь
Итак, в выборах 30 октября, возможно, будут участвовать 23 кандидата, если все они соберут не менее 15 тысяч подписей избирателей в определенной пропорции и при определенных условиях. 24-й сошел с дистанции накануне, решив, что в этой гонке за подписями ему не поспеть за остальными.
Кампания по сбору подписей стартовала на прошлой неделе, начало ее не обошлось без конфуза. Партия власти – ДПМ, выдвинув в качестве кандидата многократного уже претендента на этот пост Мариана Лупу, решила не заморачиваться и сразу сдала 29 тысяч подписей в рекордно короткие сроки – за сутки. Чем оправдала ожидания остальных кандидатов, которые позиционируют себя как «борцы с режимом».
На вопрос, можно ли за день собрать 29 тысяч подписей, один из претендентов, лидер политической платформы «DA» Андрей Нэстасе ответил: «Категорически нет. Если подписи поставлены от души, они не могли этого сделать. Если вы вносите подпись от души, если вы разговариваете с человеком, который дает вам эту подпись. А здесь машина. Задействован административный ресурс».
Итак, все в очередной раз убедились в том, что власть церемониться не будет, что ею будут использованы любые «грязные технологии» для того, чтобы обойти конкурентов. И что ей наплевать на то, что все остальные подумают. Ружье на стену повешено, завязка предвыборного конфликта состоялась.
Мариан Лупу и спойлеры: Вместе мы сильнее
Традиционно электорат в Молдове делится на правый, левый и центр. Запустив кампанию с лозунгом объединения «Вместе мы сильнее», Демократическая партия претендует на центр. Конечно, это не избирательная кампания кандидата (по закону, она начинается за 30 дней до начала выборов), это якобы просто кампания партии по продвижению европейских ценностей, в которой просто участвует уже зарегистрированный ЦИКом кандидат.
С другой стороны, этот предвыборный посыл Мариана Лупу, призывающего граждан Молдовы снова объединиться во имя европейской интеграции, нельзя назвать удачным. Действующая власть ассоциируется у людей не с успешной евроинтеграцией, а с кражей миллиарда, именно такая ассоциация в течение года выводила десятки тысяч людей на акции протеста.
Однако у кандидата от ДПМ есть большой админресурс, который может дать ему дополнительные проценты. А может дать и обратный эффект. Кроме админресурса, власть активно использует спойлеров — кандидатов, которые изначально не имеют ни малейшего шанса на победу в выборах, однако создают путаницу и мешают избирателям сразу сделать выбор. В нашем случае спойлеры на правом и левом фланге помешают избирателям выбрать президента уже в первом туре, а во втором туре должны будут, очевидно, поддержать Мариана Лупу.
Во время же предвыборной кампании они будут говорить, что, с одной стороны, нужно спасать европейскую интеграцию, Молдову — от русских танков и от пророссийских политиков, а с другой – будут топить проевропейских оппозиционеров. Так что задача их вполне конкретная. И именно в этом смысле лозунг «Вместе мы сильнее» можно назвать удачным.
Но мы не знаем, чего еще ждать от партии власти. Как выразился в одной из телепрограмм депутат парламента от ДПМ Сергей Сырбу, «вас ждет большой сюрприз».
Справа от Мариана Лупу
На правом поле уже выделились несомненные лидеры, которые, очевидно, соберут основную часть голосов правого электората. Это Андрей Нэстасе и Майя Санду. Андрей Нэстасе возглавляет политическую платформу «DA», до этого – один из лидеров Гражданской платформы «DA», которая успешно начала акции протеста против власти в прошлом году с негласной поддержкой западных партнеров (в акциях преимущественно заочно участвовала и Майя Санду).
Однако публично заключенное «соглашение о дружбе» между вице-председателем Демпартии Владимиром Плахотнюком и помощником госсекретаря США по делам Европы и Евразии Викторией Нуланд поставило лидеров платформы в тупик.
Вопрос — кто из них более правильный проевропеец: Владимир Плахотнюк, которого признали чиновники США, а затем и ЕС, и Румынии, и даже МВФ обещал подписать меморандум с правительством под его «координацией», или лидеры платформы DA, которых обвиняют в несамостоятельности, связях с другими олигархами, а также в явном или скрытом унионизме, – остается открытым.
Не закрыт и вопрос с Майей Санду. «Для всех наблюдателей очевидно, что за Майей Санду находится Госдеп, — утверждает политолог Богдан Цырдя. — Она все свои действия координирует с США, имея также откровенную медийную поддержку СМИ, существующих на гранты Госдепа США. Однако складывается впечатление, что именно Майя Санду является реальным кандидатом власти.
Тот факт, что Майя Санду фактически распустила Гражданский форум, что она начала нападать на Jurnal TV (критикующий исключительно Плахотнюка), и что она отказалась создавать штаб, выдвигать единого кандидата и заключать соглашения с платформой DA, указывает на то, что между Санду и Плахотнюком уже действует соглашение.
В этой игре марионетки будут добивать Андрея Нэстасе, атаковать лидера левого фланга Игоря Додона и связывать их обоих с олигархами. Расчет делается на то, чтобы затащить Майю Санду во второй тур и обеспечить ей оглушительную победу за счет того, что она якобы является кандидатом оппозиции».
Единый кандидат
Изначально предполагалось, что Андрей Нэстасе и Майя Санду объединятся на время выборов и выдвинут единого кандидата от обеих партий. Это бы гарантировало единому кандидату, как минимум, выход во второй тур выборов. Раздельное их участие в выборах разбивает правый электорат и дает каждому из них призрачные шансы.
Некоторые аналитики считают, что Майя Санду может собрать больше голосов, потому что за ней на этих выборах пойдет электорат Либерально-демократической партии (ЛДПМ), которая своего кандидата не выдвинула. И она не такая агрессивная – часть правой интеллигенции, потенциальный электорат правых — не любит агрессию.
Но нельзя ее назвать и активной – она просто не появляется на публике. Майя Санду закрыта до такой степени, что недоброжелатели переименовали ее из «святой девы» в «сектантку».
Тем не менее люди создали себе икону в ее лице и идут за ней. Чем меньше она будет появляться на публике, чем меньше будет выступать, тем дольше она будет поддерживать веру и надежду в своем избирателе, который наделяет ее теми чертами, которые хочет видеть в политике. Своеобразная «tabula rasa» (с лат. — «чистая доска») для избирателя. В принципе, она и дальше может ничего не говорить и ничего не делать – и тогда сможет отстоять свои 15-17%, с иронией говорят аналитики.
Андрей Нэстасе более активен в территориях, он — борец. Однако это его бунтарское начало часть правого интеллигентного электората отталкивает, а привлекает электорат более маргинальный, особенно, когда речь идет о резких выступлениях членов Платформы с унионистскими взглядами. Поэтому призывы Андрея Нэстасе к объединению избирателей оказываются так же непродуктивны, как и призывы Марина Лупу.
Некоторые аналитики сравнивают выход на политическую арену Андрея Нэстасе и Владимира Филата. Они отмечают, что Филат тоже пытался показать себя бунтарем, но его команда была «облагорожена» такими членами команды, как Александр Тэнасе, Виталий Нагачевский и другие, которые придавали партии респектабельность.
Хотя результаты выборов покажут, на что может рассчитывать каждый из этих кандидатов. Амбиции у них зашкаливают, и все идет к тому, что они оба могут остаться за бортом, учитывая, что на правом сегменте есть еще масса спойлеров.
Слева от Мариана Лупу
Самое большое электоральное поле сегодня – левое. Здесь по всем опросам и по всем прогнозам лидирует председатель Партии социалистов Игорь Додон. Он может претендовать на самое большое количество голосов избирателей и на победу во втором туре. Игорь Додон не разбрасывается неисполнимыми обещаниями, у него есть реальная экономическая программа вывода страны из кризиса.
В принципе, он мог бы победить и в первом туре, учитывая, что коммунисты приняли решение бойкотировать выборы, если бы власть не запустила разношерстную группу спойлеров, а «Наша партия» не решила испытать судьбу.
Несмотря на возможность достаточно быстро собрать подписи в свою поддержку, Игорь Додон не торопится сдавать их в ЦИК. По словам лидера социалистов, инициативная группа уже собрала 150 тысяч подписей в его поддержку, а всего намерена собрать 500 тысяч. Он объясняет это желанием не просто механически зафиксировать определенную сумму голосов, а пообщаться с людьми — зайти практически в каждый дом во всех районах Молдовы, понять, что думают и чего хотят его избиратели.
Определенное количество процентов голосов избирателей может набрать и претендент от «Нашей партии» Дмитрий Чубашенко. Он обещает избирателям и роспуск парламента, и учредительное собрание, и новую Конституцию, и новое государство. Однако он не объясняет, как он это сделает.
Об этом кандидате от «НП» спросил и бывший идеолог Партии коммунистов Марк Ткачук, задав ему «два наивных вопроса. Первый — с какого перепугу (в соответствии с какой статье Конституции) президент может взять да и распустить парламент? Вопрос второй — за кого призовет голосовать уважаемый Думитру Чубашенко во втором туре?»
Судя по громким, но заведомо не осуществимым лозунгам, на победу кандидат от «Нашей партии» не претендует. По мнению аналитиков, за счет популярности Ренато Усатого он может набрать несколько процентов, но это будет намного меньше, чем набирал Усатый на прошлых выборах. И это может стать проблемой для Ренато Усатого, и ударом по имиджу его партии.
Эксперты считают, что ему выгоднее было бы не участвовать в этих выборах и поддержать основного кандидата на левом фланге. С другой стороны, решение уже принято, и «Наша партия» сможет определить свой реальный рейтинг.
На левом фланге, кроме Игоря Додона, Дмитрия Чубашенко, есть несколько спойлеров. Это — партия «Патриоты Молдовы», Василий Тарлев и другие. Каждый из них может собрать в среднем 0,2-0,3%, а в общем — 1-1,5%.
Фальсификации и манипуляции
Еще до начала избирательной кампании в Молдове начали говорить о возможных и даже вероятных фальсификациях. Основание для этого есть, учитывая прежний опыт и сегодняшнюю практику.
Однако нельзя исключать и того, что именно возможные, но не существующие фальсификации будут использовать некоторые кандидаты для манипуляций общественным мнением.
В частности, уже появились заявления некоторых кандидатов о том, что если они не победят на выборах, значит, выборы сфальсифицированы. И поэтому эти кандидаты выходят на акции протеста уже после первого тура. Эта тактика уже апробирована 6-7 апреля 2009 г. Но мы помним, чем все закончилось – государственным переворотом.