Что мешает молдавскому экспорту?
Национальное бюро статистики выделило 29 стран из общего списка в 98 стран в качестве основных партнеров Молдовы за последние годы по экспорту, в том числе 5 стран СНГ и 17 стран ЕС. В качестве основных импортеров НБС назвало 34 страны, в том числе 4 – из СНГ и 19 – из ЕС. Из всех стран, с которыми мы торгуем, Румыния, Россия, Украина, Италия и Германия, получали от нас 54% нашего экспорта, а мы от них — 45% импорта. Таким образом, половина нашей торговли сводится только к пяти странам.
За 6 месяцев т.г. импорт/экспорт упали соответственно на 6,2% и 9,6%, по сравнению с импортом/экспортом за аналогичный период 2015 г. А дипломатические и торговые отношения мы установили со 149 странами, в том числе со всеми странами СНГ и ЕС, подписав с ними более 2100 всевозможных соглашений. Из них ратифицировали только 1273 (69%). А что делать с остальными, не ратифицированными? Для чего их составляли, согласовывали и подписывали? А ведь были потрачены на командировки и фуршеты огромные деньги. Кто за это отвечает?
А есть ли у нас документ под названием «О внешней политике государства»? Что там написано? Когда его последний раз пересматривали/изменяли/дополняли, исходя из актуальных требований? Может быть, этот документ секретный?
Законодательство о международных договорах, их ратификации и применении
Ратифицированные договоры, соглашения и директивы у нас почему-то не являются составной частью законов и постановлений парламента об их ратификации и в «Официальном мониторе» почему-то не публикуются. Таким образом, на законодательном уровне парламентом создан прецедент, когда содержание и требования ратифицированных международных договоров становятся не известными для органов и лиц, попадающих под их исполнение и контроль исполнения.
Закон о международных договорах Республики Молдова от 1999 г. (принятый взамен закона от 1992 г.) определяет порядок инициирования, ведения переговоров, подписания, вступления в силу, применения, приостановления, денонсации или прекращения действия договоров. В частности, все эти действия осуществляются в соответствии с принципами и нормами международного права, Конвенцией о праве международных договоров (Вена, 1969 г.), Конституцией РМ, а также положениями самих договоров.
Международные договоры для Молдовы вступают в силу, в соответствии с порядком и сроками, установленными договором или по взаимному согласию сторон, также они подлежат и обязательной публикации в «ОМ». Согласно законодательству, нормативный акт (закон или постановление) о ратификации, вместе с текстом международного договора, в том числе тексты приложений и прилагаемых к нему документов, оговорки и заявления Республики Молдова к международному договору, сделанные при подписании, ратификации, принятии, утверждении или присоединении, а также нормативные акты, касающиеся приостановления, денонсации или прекращения действия международного договора, должны публиковаться в «ОМ» в срок не позднее 10 дней с даты вступления договора в силу. Официальные акты и международные договоры должны быть размещены и на электронной странице правительства.
Приказ МИДЕИ, которым доводится до сведения общественности дата вступления в силу, приостановления или дата прекращения действия международного договора, также должен публиковаться в «ОМ» не позднее 30 дней со дня установления даты вступления в силу, приостановления или с даты прекращения действия международного договора.
Международные договоры должны выполняться добросовестно, по принципу pacta sînt servanda(с латинского «договоры должны соблюдаться») — это основополагающий принцип гражданского и международного права, который обеспечивает предсказуемость, что выгодно участникам договора, поскольку позволяет внятно планировать действия и тратить минимум сил на подстраховку.
Молдова не может ссылаться на положения своего внутреннего законодательства для обоснования невыполнения договора, одной из сторон которого она является. В связи с этим, как правило, в наших законах присутствует статья, которая оговаривает, что в случае разногласий между национальным законодательством и международным, применяются положения международного договора.
По данным МИДЕИ, основная работа по установлению двусторонних отношений с разными странами велась в 1991-1995 гг., когда дипотношения были установлены с 97 странами. Наибольшее число соглашений/ договоров подписано с Украиной (221), Российской Федерацией (190), Румынией (176), Белоруссией (77), Венгрией (60), Китайской Народной Республикой (59), Германией (57), Турцией (57), Азербайджаном (54), США (48), Грузией (41) и Болгарией (41).
Правительство обязано принимать необходимые меры для обеспечения выполнения международных договоров. А органы власти, к компетенции которых относится предмет международного договора, должны обеспечить выполнение обязательств, реализацию прав нашей страны, вытекающих из положений договора, и следить за выполнением его другой стороной договора. Для этого в структурах всех министерств есть специальные управления внешних связей.
МИДЕИ должно осуществлять контроль за выполнением законодательства в части заключения международных договоров, а в случае необходимости — информировать правительство о недостатках, имеющихся в данной области.
Как выполняем или не выполняем законодательство?
Начиная с июля 2003 г., МИДЕИ публикует в «ОМ» свой регистр двусторонних соглашений. А начиная только с 2013 г., и приказы о вступлении в силу ратифицированных международных договоров, в которых дается ссылка на соответствующие законы и постановления парламента, которыми были ратифицированы договоры, но также без текстов соответствующих ратифицированных договоров.В «ОМ» отсутствуют какие-либо публикации упрощенных текстов ратифицированных международных договоров, как того требует закон. И на сайте правительства нет каких-либо сведений о действующих ратифицированных международных договорах.
При этих многократных грубейших нарушениях требований законодательства о международных договорах, естественно, что ратифицированные парламентом договоры остаются неизвестными и потому в большей своей массе не исполняются. И не потому ли так часто возникают проблемы в международных отношениях, в том числе в части выполнения (не выполнения) требований международных договоров, в экономических отношениях, при экспорте продукции на международные рынки, в том числе по вопросу выполнения (не выполнения) Соглашения между Молдовой и ЕС?
Именно из-за проблем с внедрением Соглашения РМ-ЕС в последнее время рассматривался вопрос о создании уже и отдельного министерства по данному вопросу, хотя на самом деле необходимо навести порядок в действующих структурах. В крайнем случае, создать специализированное агентство.
Во всех решениях парламента о ратификации есть дежурные поручения — правительству принять необходимые меры для выполнения положений указанного Соглашения, а МИДЕИ нотифицировать такую-то сторону о ратификации данного Соглашения. А ведь никто не следит за принятием каких-то мер и исполнением подписанных соглашений. Ни со стороны Молдовы, ни тем более со стороны партнеров по соглашениям.
В 2005 г. у Счетной палаты была единственная попытка анализировать расходы на подготовку и подписание всевозможных соглашений и эффект от их применения после ратификации, однако намерения провалились. Были приняты и некоторые меры безопасности от нежеланий «раскрыть кухню с соглашениями», согласовав предварительно свои намерения с президентом Владимиром Ворониным и председателем парламента Евгенией Остапчук. Но нашлись заинтересованные люди, которым удалось «убедить» исключить этот аудит из плана контролей и больше к этой теме не возвращаться. Примечательно, что «ходаки», которым удалось исключить указанный аудит из программы Счетной палаты и сегодня находятся при очень высоких должностях.
Какие результаты пожинаем от своих недоработок и нарушений?
Следует начать с того, что в финансовом плане МИДЕИ не обижают. Согласно законам о бюджетах, суммы расходов на содержание министерства составили 171 млн. леев в 2010 г., 261 млн. леев — в 2015 г. и уже 332 млн. леев — на текущий год. В том числе расходы на персонал – по 34 млн. леев до 2015 г. и 120 млн. леев — на т.г. То есть общие расходы были увеличены в два раза, а расходы на персонал (зарплата и отчисления в медицинский и социальный фонды) – сразу в четыре раза. Основные расходы (из общих) составляют расходы на продвижение национальных интересов посредством дипломатических институтов. На дипмиссии в 2010 г. было израсходовано 159 млн. леев, в 2015 г. — уже 273 млн. леев и на 2016 г. запланировано 305 млн. леев.
В приведенной ниже таблице даются основные показатели торгового баланса за последние годы. Как видно, из приведенных данных НБС, за последние 10 лет объем экспорта оставался на одном уровне и традиционно был в два раза меньше, чем импорт. Мы — страна-потребитель и никак не можем расширить свои торговые связи и увеличить свой экспорт.
Непонятно при этом, почему, имея подписанные всевозможные договоры со всеми странами СНГ и ЕС и рядом других, наши ответственные руководители не могут сдвинуть с мертвой точки экспорт? Почему не расширяем свои связи с другими странами? Почему импортно-экспортные отношения ограничены только пятью странами СНГ? Вполне естественно, что за последние годы и импорт, и экспорт в станы СНГ упали в два раза. Ответы на поставленные вопросы лежат на поверхности. Но почему-то у бывших и нынешних высоких руководителей нет смелости признать свои недоработки и ошибки.
Качество выпускаемой продукции – основной залог для ее успешного экспорта
Во все времена в вопросах экспорта главную роль играло качество продукции и ее соответствие требованиям потенциального рынка. Можем ли мы сегодня хоть в полголоса утверждать, что наша система обеспечения качества выпускаемой и экспортируемой продукции, со своими компонентами — стандартизацией, метрологией и составляющими стандартизации – сертификацией соответствия и аккредитацией, отвечают требованиям внешних рынков? Однозначно – НЕТ!
И этот шлейф проблем тянется за нами еще со времен объявления независимости, т. к. постоянно в руководстве отсутствовали люди, понимающие, что первично, а что вторично в торгово-экономических отношениях. Начиная с 2000 г., планомерно приводили к деградации и уничтожали ранее нормальную систему обеспечения качества производимой продукции. Был Госдепартамент стандартизации и метрологии в составе правительства, затем просто департамент, а сегодня два жалких института – Национальный институт стандартизации и Национальный институт метрологии и такое же Агентство по защите прав потребителей при Минэкономики. Да их просто институтами называть стыдно, а тем более НАЦИОНАЛЬНЫМИ. Сегодня, по сути, это структуры, которые, в основном, заняты документальным плагиатом — копируют и вставляют в свои обложки румынские стандарты. При этом эту процедуру называют модным нынче словом «гармонизация». Зачем и кому понадобилось дробить целую, состоятельную структуру на несостоятельные, аморфные части?
Если ранее разрабатывались и применялись технические условия (ТУ), то с начала 2000-х, с подачи бывшего гендиректора «Молдова-стандарт» Сергея Бабана, они были отменены. Весь мир работает по такой схеме: сначала разрабатываются ТУ, затем формируются условия и общегосударственный или региональный межгосударственный стандарт. Но на это уходят годы… Разработка ТУ с их отменой стала ненужной, а вместе с этим были разогнаны все отраслевые научно исследовательские институты (НИИ).
Для справки: в 1994 г. в Молдове было 117 отраслевых НИИ, а сегодня осталось менее 10, если не ошибаюсь, 8. В 1990 г. в Молдове во всех НИИ работали около 30 тыс. ученых, сегодня – считанные люди. Взамен прежней системы создана единая система сертификации, что привело к ликвидации главного — узкой специализации отдельных органов по сертификации. У нас сегодня один орган сертифицирует одновременно пищевую продукцию, нефтепродукты, электротовары и все остальное. К тому же в одной и той же области работает несколько органов по сертификации. А это уже полная профанация. Разве кто-то может себе только представить, что функции ГАИ или Налоговой инспекции отданы в частные руки и их будет по два-три?
А ведь по большому счету, отсутствие у продукции своих ТУ это все равно, что человек без паспорта.Так популярно можно объяснить основную причину невозможности экспортировать молдавскую продукцию без технических условий.
О том, как не выполняются требования соглашений, можно привести некоторую информацию из Закона о стандартизации, принятого 4 марта текущего года. В заключительной части закона есть статья, в которой декларируется, что наш закон совместим с положениями ряда статей Регламента 1025/2012 Европарламента и Евросоюза о европейской стандартизации. Это — основополагающий документ ЕС, регламентирующий деятельность европейской стандартизации, которым руководствуются все страны-члены ЕС.
Если расшифровать написанное в нашем Законе о стандартизации, то окажется, что Регламент ЕС будет применяться частично. И какие это статьи? Это о прозрачности программ органов стандартизации. Здесь, мягко говоря, есть «неточность», т.к. в европейском Регламенте сказано о ежегодных программах по стандартизации, а в нашем законе эта периодичность не учтена. Должен быть обеспечен доступ к национальным стандартам, а его нет, т.к. за стандарты надо институту платить немалые деньги.
Далее в законе следует, что наши органы государственной власти (нужно понимать – Минэкономики и Институт стандартизации) обязаны участвовать в европейской стандартизации. А нужны ли мы европейцам, при нашей системе стандартизации? И, конечно, мы не могли не принять статью, в которой предусмотрено финансирование Евросоюзом работ по стандартизации. Хотя другую статью, в которой предусмотрено финансирование со стороны ЕС организаций по стандартизации, мы почему-то приняли только частично. Почему наши власти так необдуманно поступают? В надежде, что партнеры наши «хитрости» не обнаружат и посчитают нас последовательными в применении европравил? Зря! Там ведь сидят специалисты, которые еще те бюрократы!
Какие итоги от недоработок?
Итог всему – показуха и отсутствие процедуры обеспечения качества не только для экспортной продукции, но и для внутреннего рынка. Таким образом, экспорт падает стремительно, а количество подписанных всевозможных соглашений и договоров и расходы на содержание МИДЕИ и дипмиссий в разы растут.
Почему не видны совместные, координированные действия в вопросах качества продукции и экспорта между Минэкономики и МИДЕИ? Отчасти к этому тандему можно присоединить и Минфин. Почему не обеспечивается требуемая координация и с отраслевыми министерствами по выполнению ратифицированных договоров и соглашений?
Сведения о торговом балансе млн. леев
Показатели/год | 2005 г. | 2011 г. | 2015 г | 2016г., 6 мес. |
1. Экспорт, в т. ч. — страны СНГ, — страны ЕС, — другие страны |
1090 551 443 97 |
2217 919 1082 215 |
1967 492 1218 257 |
905 |
2. Импорт, в т. ч. — страны СНГ, — страны ЕС, — другие страны |
2292 905 1039 348 |
5191 1713 2256 1222 |
3987 1018 1954 1014 |
1869 |
3. Торговый баланс, в т.ч. — страны СНГ, — страны ЕС, — другие страны |
(-)1201 (-)354 (-)596 (-)252 |
(-)5191 (-)1713 (-)2256 (-)1222 |
(-)2020 (-)526 (-)737 (-)758 |
(-) 964 |
4. Степень покрытия экспортом импорта, %, в т.ч. — страны СНГ, — страны ЕС, — другие страны |
47,6 |
42,7 |
49,3 |
48,4% |
Информация Национального бюро статистики
Как экспортировать на внешние рынки?
Если кто-то из наших предпринимателей надумает экспортировать свою продукцию, скажем, в ЕС или СНГ, то первое, что ему надо будет сделать, — ознакомиться с требованиями к показателям качества подобной продукции той конкретной страны и сопоставить с ними свою продукцию. И здесь появляется первая и главная преграда, т.к. нигде нельзя найти искомые стандарты/нормы о требованиях к качеству конкретной продукции. Нет этой информации ни на портале Минэкономики, ни на порталах отраслевых министерств и ведомств. Ничего нельзя найти и на сайтах наших институтов стандартизации и метрологии, не говоря уже об Агентстве по защите потребителей. В таком случае, где местному производителю найти нужную информацию о требованиях к качеству определенных товаров для конкретного рынка?
Внешняя политика государства
Напомню, что по Закону о законодательных актах,
— концепции и стратегии по внешней политике государства разрабатываются правительством и передаются парламенту на утверждение;
— государственные концепции и стратегии по основным направлениям внешней политики государства утверждаются посредством законодательных актов;
— стратегическими документами по основным направлениям внешней политики государства, утверждаемыми парламентом, являютсяконцепцияи стратегия;
— стратегия представляет собой документ, содержащий ориентировочное направление действий на среднесрочный (4-7 лет) или долгосрочный период (8-15 лет), определяющий способ и механизм достижения целей по рассматриваемым проблемам;
— парламент выражает свою позицию по определенному вопросу внешней политики посредством резолюции.
А теперь опять же только факты
В базе законодательных актов есть только одна Концепция внешней политики, утвержденная постановлением парламента еще в 1995 г. На сайте МИДЕИ, в разделе «Внешняя политика» опубликована только подробная информация о станах, с которыми заключены дипломатические отношения. По той информации можно приблизительно посчитать расходы МИДЕИ на свою безрезультатную многолетнюю деятельность. Более объяснять НЕТ СМЫСЛА. Вот и ответ, почему у нас так плохо во внешних отношениях, в том числе в вопросах экспорта продукции и кто виноват.